У нас не "маса ле Полин", мы просто проводим выходные в Кракове. Тем не менее, невозможно быть в Кракове и не коснуться еврейской темы. Евреи в Кракове жили с 14 века, и это была одна из процветающих еврейских общин Европы, об этом много написано, можно прочитать, например, здесь:
http://www.eleven.co.il/article/12216Евреи селились в Казимеже, когда-то отдельном городе, который затем слился с королевским Краковом и стал одним из городских районов. К 1939 году в Казимеже проживало около 60 тысяч евреев. Что произошло дальше, мы знаем... Освенцим находится в 60 километрах от Кракова. Cегодня многочисленные туристические бюро из Кракова предлагают туристам экскурсию в Освенцим, недорого. Экскурсия в Освенцим популярна примерно как экскурсия - посещение соляных копий. Поляки не испытывают особых чувств по поводу холокоста, но почему бы не заработать на нем? Там, в Освенциме, и кафе имеется...
Тут я должна сделать небольшое личное отступление для евреев и сочувствующих.
Не надо ехать в Освенцим на однодневную экскурсию, организуемую польскими экскурсионными бюро! Не представляю, как можно есть в кафе в Освенциме! И ведь некоторые туристы там едят, не теряя аппетита... Не зря поездки в такие места из Израиля - это не турпоездка, а "маса" - путь, миссия. К маса готовят тщательно и заранее . И детей и взрослых. Моя старшая дочь была, младшая готовится. Так правильно.
А неправильно - как я когда-то. Я поехала в Освенцим одна, 30 лет назад, 20-летней девчонкой. Гостила у подруги в Катовице, мы ездили с ней в Краков и в Варшаву, и я упорно уговаривала поехать со мной в Освенцим, мне было важно. А она отговаривала. В результате мы все-таки поехали, но подруга предупредила меня, что не заходит в помещения - это выше ее сил. Почему-то в тот день в Освенциме не было других посетителей. И я оказалась один на один с этими горами из детской и взрослой обуви, волос, очков... Стояла одна напротив печей крематория... До сих пор это одно из самых жутких воспоминаний моей жизни. Когда мы молча шли назад, встретили двух пожилых дам, которые явно что-то искали. Остановились, спросили. Оказалось: дамы - израильтянки, ищут барак, где были евреи из Голландии. Мы пошли искать вместе. Так я впервые увидела живых израильтян. И это были единственные живые люди в Освенциме в тот день, кроме меня с подругой. Мы постепенно разговорились с дамами, и таким образом ко мне вернулся дар речи.
Но сегодня мы идем в Казимеж.
После войны пустующие дома Казимежа заселили польские люмпены. Всего около тысячи евреев вернулись в Казимеж, им быстренько устроили погром, чтоб знали, кто здесь теперь хозяева. Многие годы Казимеж был тем районом Кракова, где не рекомендовалось гулять вечерами, да и днем ничего привлекательного там не было.
Сравнительно недавно, с 1994 года, по личному распоряжению Леха Валенсы, Казимеж стали восстанавливать, приводить в товарный вид. Сегодня у него имидж богемного района: кафе, рестораны, бары, галлереи. Подреставрировали синагоги и почистили еврейское кладбище. Вход на кладбище бесплатный, в отличии от синагог. Евреи здесь больше не живут, но почему бы не заработать на евреях?
Улицы Казимежа отличает богемная обшарпаность, но их облагораживают. Эту, например, асфальтируют.
Казимеж богемный
Восстановленный еврейский Казимеж без изральского бизнесса? Щаз!
Гостиница Эден - рай (* иврит).
Забор еврейского кладбища.
Старое еврейское кладбище.
"Новое" еврейское кладбище.
Восстановленный отреставрированный еврейский Казимеж.
Ну как отреставрированный... Если не присматриваться к деталям.
Высокая синагога. Высокая - потому что на втором этаже. Одна из версий - евреи думали, что на втором этаже легче скрываться от погромов. Наивные... На первом располагались лавочки. Сегодня - книжная лавка, книги на иврите и идиш, книги на еврейские темы на разных языках. Дорого.
Внутри синагоги сегодня неинтересная выставка. Вход платный. Вечерами бывают концерты клейзмерской музыки.
Старая синагога. Была закрыта. Вход платный.
Восстановленный еврейский антураж. Купец Авраам Ратнер, галантерейщик Арон Веинберг, столяр Беньямин Гольцер и табачник Хаим Коган тут больше не работают. И не живут. Вывески врут. Внутри - пабы и бары, местный бизнесс. Можно выпить, не закусив. И не говорите мне после этого, что евреи спаивают народ.
Евреи - они как раз кормят народ. Вот рядом израильский ресторан Хамса - с честной вывеской.
Если устали ноги - можно продолжить тур на электрокаре. Аудиогид на разных языках. Недорого. Но мы продолжим путь пешком, пойдем в гетто.