Nov 18, 2011 19:42
Фукидид «Из речи Перикла над могилами воинов» (пер. Ф.Г. Мищенко и С.А. Желебева). На самом деле этот отрывок, как мне кажется, суть описание политической жизни Афин во время Перикла. Нам об этом рассказывали на «Античной культуре». Это отрывок из сочинения историка «История Пелопоннесской войны». Перикл здесь говорит о свободной политической жизни в Афинах, о торжестве демократии, когда все решения принимаются народным собранием, в котором участвует каждый гражданин полиса. Автор речи также рассуждает о том, что военный потенциал этого полиса намного больше, чем у любого другого, ибо никто еще не встречался со всем ним одновременно - и с флотом, и с военными на суше, а побеждают они почти всегда. Афиняне, по утверждению, очень отважные, мужественные воины. Конечно, прочитав комментарии, мы узнаем, что все не так правдиво, как описывается здесь, но я считаю, что сказано здесь очень даже красиво.
Геродот «История» в пер. Г.А. Стратановского.
Книга 1 «Клио». Клио - муза истории. Геродот говорит, что пишет свое произведение, чтобы люди в будущем не забыли о том, что происходило. Составлял он их по собственному мнению и по рассказам тех, с кем он общался когда-либо. Начинает автор с того, что рассказывает о причинах раздора между эллинами и варварами. По его мнению, а точнее, по мнению персов, это были финикияне, которые захватили Ио, царскую дочь. Затем он говорит, что в следующем поколении причиной раздоров уже стало похищение Елены Парисом. Со временем же женщин стали похищать все чаще. Далее следует история Лидии, государства в Малой Азии. Интересным мне здесь показалось восхождение к власти Гигеса, который был телохранителем у Кандавла (на самом деле, = царь), когда последний буквально заставил его увидеть его жену обнаженной. У Гигеса не оставалось выбора как только убить Кандавла и стать царем Лидии. Дельфийский оракул (в правдивости которого он тщательно убедился и которому, между прочим, он приносил огромные дары) предсказал, что месть за незаконное обладание властью Гигесом осуществится в пятом поколением. Таким потомком Гигеса стал Крез, о котором я уже много раз слышала. который погубил свое царство, неправильно растолковав предсказание Пифии. Солон же будто бы приезжал и встречался с Крезом еще до его падения и рассуждал о счастье людей, о том, что счастливым жизнь человека может быть названа лишь тогда, когда он уже умер и при этом смог сохранить то, что имел до последнего момента. Об этом потом будет вспоминать Крез, когда поймет истинную мудрость такого утверждения. Далее Геродот говорит о том, что Эллада некогда называлась Пеласгией, и рассуждает о том, на каком языке люди, тогда жившие, разговаривали. Также Геродот рассказывает о хитрости Писистрата, с помощью которой он сумел обрести власть (телохранителей попросил, сделав вид, что его побили). Писистрату Мегакл из рода Алкмонидов отдал в жены свою дочь и в приданое - тиранию. Еще раз применив хитрость и обманув афинян, Писистрат возвращается к власти, но к дочери Мегакла не притрагивается и общается с ней «неестественным способом», что является оскорблением и для самого Мегакла также. Мегакл стал задумавать злое, и Писистрат бежал. Через некоторое время он опять вернулся, потому что многие города предоставили ему большие суммы денег. Писистрат с войском потом пошел в Аттику и первым захватил Марафон, но во время стоянки там горожане двинулись против него. Но он сумел выстоять и здесь. И в третий раз Писистрат использовал хитрость и завладел Афинами. В Спарте же в это время шли постоянные войны с тегейцами (хотели захватить Аркадию), в которых лакедемоняне терпели поражения. Спросив у оракула, они получили ответ, что им нужно перенести в Спарту останки Ореста, сына Агамемнона. Никто не знал, где он похоронен, но Лих, отчасти случайно, отчасти хитростью, нашел могилу, и у спартанцев все получилось. Далее интересна история о Мидии и Кире. В Мидии жил мудрый человек Деиок, который пользовался большой популярностью, и его решили избрать царем. Он же приказал построить дворец, укрепить его всеми возможными способами и стал вести себя высокомерно. Через долгое время после его смерти скифы сумели подорвать могущество Мидии. Затем к власти пришел Астиаг. Он известен тем, что у него была дочь, которой было предсказано, что она родит сына, который будет владеть миром. Астиаг не хотел терять власть, приказал убить новорожденного, но, как всегда, младенец выжил и со временем его происхождение выяснилось. Того былого младенца звали Кир. Кир поднял мятеж и сверг Астиага. Кир стал персидским царем. Далее говорится об обычаях персов. Самым интересным для меня было то, что для персов самый важный праздник - день рождения. Далее как раз продолжается рассказ о Крезе и его походе на царство Кира, их последующие взаимоотношения. В истории Вавилона автор выделяет, что, помимо Семирамиды, там была еще очень умная владычица Никтокрис, которая смогла сделать реку в городе, неудобную в плане того, что она разделяла местность на 2 части, проходимой. Эта же царица обманула потомство, написав на своей гробнице, будто бы, если кому действительно понадобятся деньги, пусть этот человек не стесняется и возьмет богатства из ее гробницы, но никто этого не делал (считали это священным) до прихода Дария, который не был уж очень нуждающимся. Дарий нашел у нее в гробнице лишь еще одну надпись, указывающую на его (Дария) жадность. Также рассказывается об устройстве города Вавилона. Еще упоминается о позорном обычае, что все девушки должны раз в жизни отдаться незнакомому мужчине не за деньги, которые считались в этом случае священными и символическими, а практически просто так. Кир потом же решил напасть на массаретов, среди которых была царица Томирис, которая предупреждала царя мидян о том, что он еще об этом пожалеет. Конечно же, царь Мидии не послушался, а вышло все так, как предвещала девушка - в конце она приказала засунуть его голову в мех. Говорится также об обычаях массаретов.
Книга 2 «Евтерпа». Это муза лирической поэзии и музыки. В начале своего рассказа в этой книге Геродот описывает Ливию и Египет и рассуждает где кончается Азия и начинается Ливия, почему происходят разливы Нила. Далее о насамонах и пигмеях, об их обычаях и нравах. Первые сезонно кочевали, отличались от остальных ливийцев тем, например, что хоронили покойников сидя, жены у них были общие. Из обычаев египтян мне запомнилось то, что у них практически все наоборот: мужчины сидят дома и ткут, а женщины торгуют, или едят они на открытой местности, а *** в доме, считая это позорным. Далее следует рассуждение о египетских богах и их сравнение с греческими. Рассказ о том, как египтяне относятся к животным: например, коров считают священными, а свиней - нечистыми и приносят последних в жертву лишь Семеле и Дионису (но египетским) в определенные дни, а свинопасам не позволяют даже входить в храмы. Кошки же у них священны и по смерти даже могут быть похоронены лишь в одном, общем месте во всем Египте. Птица ибис (будто бы ловит крылатых змей) и феникс (прилетает раз в 500 лет после смерти отца) тоже для них очень важны. Что же касается их быта, то удивительно, что уже в то время в Египте были специализированные врачи. Погребение у них осуществляется с помощью бальзамирования. Эллинские, впрочем, как и любые другие, обычаи египтяне предпочитают не заимствовать. Из царей интересными для Геродота кажутся Сесострис, единственный царствовавший также и над Эфиопией, его сын Ферон, не ведший никакой войны, но ослепший, метнув в гневе копье в реку, и прозревший, в результате выяснения верности женщин своим мужьям. Хеопс же повелел закрывать все святилища и запретил жертвоприношения. Он приказал строить дорогу и пирамиду, свою усыпальницу. О последней у Геродота описано очень подробно. Хеопс, нуждаясь в деньгах отдал свою дочь в публичный дом. Микерин же освободил народ, дав ему возможность заниматься благоустройством собственных участков. Он же открыл храмы. Фактически идет перечисление правителей Египта и основных интересных фактов и них и их действиях. Огромный лабиринт у Меридова озера, по словам Геродота, превосходит все постройки египтян и других народов. На самом же деле это кирпичная пирамида в Хаваре с заупокойным храмом. Рассказывается о предсказании оракула о том, что тот из 12 царей, который совершит возлияние из медной чаши, будет царствовать над всем Египтом. Таким человеком стал Псамметих. В Египте есть касты: жрецы, воины (каласирии и гермотибии), коровьи пастухи, свинопасы, мелочные торговцы, толмачи и кормчие. Египет разделен на округа. При царе Амасисе Египет достиг наивысшего расцвета, несмотря на то что сам царь относился к делам не вполне серьезно.
Книга 3 «Талия». Муза комедии и легкой поэзии. Сначала мы узнаем, что Камбис, потомок Кира, царствующий над персами, пошел войной на Египет (по мнению более правдоподобного предания, попросив дочь египетского царя Амасиса в наложницы, в результате чего последний обманул Камбиса). Египет был завоеван персами, которые смогла заключить договор с арабами. Амасис умер и на престол взошел его сын Псамменит. После битвы между персами и египтянами Геродот заметил, что кости персов более хрупкие, чем кости египтян, что он объясняет сложившимися обычаями этих народов. Когда Камбис победил персов, он взял в плен Псамменита и стал унижать его тем, что позорил его детей, но после ответа египтянина о его странной реакции на происходящее, Камбис зауважал Псамменита и оставил его жить в хороших условиях рядом с собой. После завоевания Египта Камбис задумал пойти на карфагенян ( но не пошел из-за отказавшихся участвовать финикийцев), на аммониев и эфиопов. К аммониям он послал часть сухопутного войска (но она погибла из-за внезапной песчаной бури в пустыне), а к эфиопам - послов с дарами, чтобы разведать обстановку. Царь долговечных эфиопов же понял уловку Камбиса и послал ему лук, слабив тетиву, сказав, что если он сможет его натянуть с легкостью, то только в этом случае пусть нападает на эфиопов. Соглядатаям было показано множество интересных обычаев эфиопов, среди которых «трапеза солнца» и способ погребения умерших (год держат в доме). Вернувшись, соглядатаи все рассказали Камбису, и последний, разгневавшись, ничего предварительно не обдумав, пошел войной на эфиопов. В страхе, узнав о начавшемся каннибализме в своем войске, Камбис все таки остановился, не дойдя до цели. По возвращении Камбис убил своего брата Смердиса, сестру, предварительно вступив с ней в брак, взял в жены другую свою сестру, он в гневе убил сына своего советника, велел без всякой причины закопать живыми в землю 12 знатнейших персов. Камбис, по мнению Геродота, был великий безумец, иначе бы он не стал издеваться также и над чужеземными святынями и обычаями. Тем временем, на острове Самос власть захватил Поликрат, и на него пошли лакедемоняне. При Поликрате остров обрел большое могущество. Амасис, с которым тот заключил договор, пожелал ему, чтобы его успехи сменялись неудачами, а в конце его жизнь была бы хорошей. Поликрат попробовал выбросить свой любимый перстень, но боги не приняли это. Видимо для него готовилось нечто более страшное. Амасис же, узнав об этом, решил прекратить общение с Поликратом, чтобы потом не быть свидетелем разочарований друга. Периандр, тиран в Коринфе, по словам Геродота, очень жесток. Он убил свою жену. У него также было два сына, и, когда дед намекнул им на то, кто убил их мать, младший перестал разговаривать с отцом, за что был им изгнан. Периандр всем запретил предоставлять приют своему сыну, но потом решил над ним сжалиться и предложил ему подчиниться его воле, но сын не согласился, ответив, что теперь Периандр должен заплатить священную пеню за разговор с ним. Периандр же разозлился и выслал сына из города в Керкиру, а на тестя, раскрывшего тайну сыновьям, пошел войной и захватил тестя в плен. Под конеч жизни Периандр, почувствовав свою старость, попросил сына приехать и взять власть вместо него. Сын же на это согласился лишь с третьего раза, с условием, что они поменяются местами жительства, но керкиряне не хотели видеть Периандра в своем городе и поэтому даже убили Ликофрона. Пока Камбис находился в Египте, в Персии двое братьев из племени магов подняли мятеж. Один из этих братьев бы оставлен в качестве управителя в Персии, а его брат, очень похожий на убитого (правда, об этом мало кто знал), Смердиса, захватил вместе с братом власть будто бы законно. Об этом рассказали Камбису, находившемуся в сирийских Акбатанах. Камбис понял, что происходит, с помощью своего друга Прексаспа. Когда царь вскакивал на коня, собираясь отомстить двум магам, его меч рассек ему бедро, и ранение оказалось смертельным. Камбис понял, что ему суждено умереть. Персам же он перед смертью наказал отомстить за него. После кончины Камбиса его народ подумал, что Смердис - это все-таки настоящий сын Кира и не стали ничего предпринимать, но лишь спустя 8 месяцев обман раскрылся (нет ушей). Решили отомстить магам семеро сразу после собрания и после признания Перексаспа в том, что именно он убил настоящего Смердиса - сына Кира. В тот день семеро заговорщиков умертвили Смердиса и его брата, рассказали все персам и все вместе уничтожали всех магов, которые встречались им на пути. Далее стали решать о будущем государственном устройстве: Отан высказался за демократию, Мегабиз - за олигархию, Дарий - за монархию. Четверо остальных советников примкнули к мнению Дария. Отан отказался от возможной власти, а шестеро остальных решили избрать царем Дария (хитрость). Дарий разделил Персию на 20 провинций - сатрапий, которые должны были платить дань. Не платят: 1) эфиопы, 2) Ниса, 3) Геродот рассказывает об Индии. Это первый народ на востоке, о котором ему и всем грекам что-либо известно. Среди них есть те, кто питаются сырой рыбой (индийцы), и те, кто питаются сырым мясом (падеи, убивают любого, кто заболеет, например), бактрийцы, самое северное племя индийцев, (воинственные). 4) Аравия - самая отдаленная из стран на юге. 5) арабы. Посло того самого избрания Дария царем один из заговорщиков Интафрен совершил преступление, нарушив договор о том, что каждый из ех семерых может без доклада входить к царю, если только последний не на женской половине, и был казнен. Тем временем Поликрат Самосский был убит Оретом каким-то жутким способом, о котором Геродот даже предпочитает промолчать. Дарий же решил отомстить за все содеянное Орету и сказал персам, что он хочет, чтобы его убили. Это сделал Багей. Спустя немного после этого Дарий вывихнул себе ногу, и ему понадобился врач. Самым искусным среди современников был Демокед, и именно он смог помочь царю (а также впоследствии и Атоссе, его жене, от нарыва), за что был щедро награжден. Атосса, по просьбе Демокеда, однажды сказала Дарию, что ему, будучи царем, хорошо было бы завоевать какую-нибудь территорию, а именно Элладу. Тогда царь решил послать туда для начала соглядатаев (и стали в этом первые) и самого врача. Затем Дарий завоевал Самос (Силосонт и плащ). Во время же похода на Самос вавилоняне подняли восстание против персов. Каждый из них выбрал себе по женщине, чтобы готовить пищу, а остальных задушили (не считая матерей). Через 20 месяцев осады с помощью хитрости и преданности доблестного Зопира, сына того самого заговорщика Мегабиза, персы подавили восстание вавилонян.
Книга 4 «Мельпомена». Муза трагедии. После завоевания Вавилона Дарий пошел на скифов. У Геродота далее идет подробное описание Скифии. Самое запомнившееся из прочитанного для меня: рабов скифы ослепляют, почитают они плуг, ярмо, секиру и чашу (культ), название всех их племен - сколоты (т.е. царские), земли они дают столько, сколько можно за день объехать на коне. Произошли скифсы 1) от трех братьев - младший - от Зевса и дочери реки Борисфена, 2) цари - от Геракла (и поэтому же носят чашу на поясе), 3) раньше обитали в Азии. Танаис - главное скифское племя. Здесь есть рассуждение о частях света, где Геродот говорит, что ему кажется странным выделять три части - Европу, Азию и Ливию, и он предпочитает деление света без последней. Геродот также упоминает, что никто даже еще не знает, какую форму имеет Земля, хотя предположения о том, что она круглая уже есть. У скифов есть очень жестокие обычаи: например, пить кровь первого убитого врага, снимать кожу с головы любого врага, из черепов делать себе чаши для питья, казнить гадателей. Дарий, завершив всю подготовку, двинулся в путь - наступать на скифов. Он начал переправу в Европу, построил мост через Боспор. Скифы решили, что они не смогут одни одолеть Дария и направили послов к соседним племенам. Не все согласились им помочь, и поэтому скифы решили не вступать в открытое сражение с персами. Скифы умело заставили ионян уйти с их земель. Персы также попытались захватить Ливию, но это у них также не вышло. Далее Геродот ведет рассказ об острове Фера, о Батте, о ливийцах и их нравах. Мне показалось, что некоторые моменты здесь повторяются, но повторенье - мать ученья.
При составлении я использовала оригиналы произведений в переводах и материал из Википедии.
Дневник чтения,
Фукидид,
Геродот