܀ܥܲܦܪܵܢ ܓܘ ܢܝܢܘܐ܀ Земельный вопрос в Ниневии

Sep 10, 2009 21:02




Проблема нарушения прав человека и, в первую очередь, прав человека национальных меньшинств в части владения землей, остро ощущается в современном Ираке, находящемся на сложном этапе развития. Жители старинного города Бахдеде (Карекош) на Ниневийской равнине, владевшие участками в самом городе и вокруг него, стали сталкиваться с большими проблемами еще в 1970-м году, сразу после принятия в Ираке закона №117 о земельной реформе.
См.: http://www.zowaa.org/nws/ns7/n090909-5.htm

В те времена земли Карекоша представляли собой небольшие участки земли, передававшиеся по наследству в течение веков. Причем площадь самых больших участков редко превышала 250 дунамов земли (1 дунам равен 910 кв.м., - прим Р.Б.).
Согласно принятому в 1970-м году закону, земельные участки освобождались от владения, если владельцы в течение двух сезонов подряд не обрабатывали их.
В случае же конфискации земли государством под какие-либо нужды, владельцам земли выдавалась денежная компенсация в размере двух тогдашних иракских динаров за один дунам земли.
В 1976 году был принят еще один закон - №53 «Об объединении различных категорий государственных земель». За ним последовало решение №222 Совета революционного командования Ирака и целый ряд других постановлений, которые привели к тому, что коренные жители Ниневийской равнины лишились значительной части своей земли.
Компенсации за конфискованную землю были мизерными, а земли изымались даже в самом центре округа - городе Карекош (Бахдеде), спешно переименованном в Хамданию, в честь пришлого арабского рода аль-Хамдан.
С целью арабизировать провинцию, на экспроприированной земле селили переселенцев из других частей Ирака, главным образом арабов. Значительную часть таких переселенцев составляли семьи офицеров и унтер-офицеров иракской армии, полиции и спецслужб.
В традиционно христианских городах стали возводиться мечети с высокими минаретами и впервые за многие века звук азана, раздающийся из громкоговорителей, стал заглушать звон колоколов.
Коренные жители, лишенные источников к существованию, были вынуждены покидать родные места и переезжать в поисках лучшей доли в Багдад, Басру и другие города Ирака. Многие из них эмигрировали в Америку, Австралию и другие страны.
Политика ползучей арабизации и исламизации районов к востоку от г. Мосул продолжалась вплоть до падения баасистского режима в апреле 2003. К этому времени иракские христиане, составлявшие некогда подавляющее большинство населения Ниневийской равнины, превратились в ее религиозное и этническое меньшинство, сохранившее свое присутствие лишь в крупных городах.
По некоторым оценкам, иракские христиане, главным образом этнические ассирийцы, составляют сегодня не более четверти населения вместе взятых трех округов Ниневийской равнины
(Хамдании, Телькейфа и Шейхана).
В 2006 году в Ираке был принят Закон №2 «О комиссии по разрешению споров по недвижимой собственности». Этот закон предлагает всем бывшим владельцам земли подать соответствующие заявления с требованием материальной и денежной компенсации за понесенный ущерб.
Принятие этого закона было воспринято с большой надеждой. Однако вплоть до сегодняшнего дня, вышеназванная комиссия не вынесла одного положительного решения ни по одному делу!
Терпению коренных жителей равнины приходит конец.
В качестве незамедлительных мер, они требуют возврата всей конфискованной сельской и городской земли ее законным владельцам, создания специальной судебной комиссии для контроля над процессом разрешения споров и открытия отделения «Комиссии по разрешению споров по недвижимой собственности» в городе Бахдеде (Карекош), где подано наибольшее число заявлений с требованием восстановления прав владения.
Коренные жители Ниневии призывают правительство внести изменения в Закон № 32 от 1986 года «О продаже и аренде государственного имущества», которые гарантируют защиту прав жителей равнины в будущем.
Среди них такие кардинальные меры, как:
- отказ в продаже или выделении земли неместным жителям в районах Хамдании и Карамлиса. Местными жителями при этом предлагается считать тех граждан, у которых оба родителя происходят из этих мест
- открытие производств на промышленных территориях в пределах городов и передача их в собственность и управление только местным жителям
- продажа и передача в аренду ранее конфискованных коммерческих участков земли исключительно местным жителям
- запрет на сдачу в аренду квартир и торговых помещений некоренным жителям в зданиях и помещениях, находящихся в муниципальной собственности.

Предлагаемые меры направлены на радикальное изменение ситуации и восстановление демографической картины региона, что вряд ли понравится националистически настроенным властям в Мосуле и Багдаде. То, что работа комиссии по разрешению споров буксует - неслучайно. В нынешнем Ираке затормаживается решение всех вопросов, так или иначе связанных с выполнением 140-й статьи конституции государства, статьи на которой строится сегодня хрупкое равновесие между курдами и арабами. Статья эта уже стала камнем преткновения между Багдадом и региональными властями Курдистана, отношения между которыми периодически напрягаются. Что касается ассирийцев, то от решения земельного и других вопросов, зависит их будущее существование в качестве самостоятельного этноса. Да, ассирийцы пребывают сегодня в меньшинстве даже рядом со своей древней столицей, но это все же значительное (75-80 тысяч чел.) и компактно расселенное меньшинство, проживающее в 11 городах, стоящих на месте древних ассирийских крепостей, составлявших передовую линию обороны «логовища львов” - Ниневии.

@Роланд Биджамов
    10 сентября 2009 г.

земля, Ниневийская равнина, ܐܬܪܐ, демография

Previous post Next post
Up