Сошлось

Jul 30, 2013 23:25

Когда-то в 1988 году замечательный художник Витя Махотин, мой добрый товарищ, подарил мне оклад очень высокой работы.
Я ему говорю:
- Витя, а чего мне с ним делать-то?
А он говорит:
- А ты отдай Валере Дьяченко, он тебе под этот оклад икону напишет.
И я отдал оклад Валере. И забыл. А Валера вскорости уехал в Верхотурье восстанавливать Крестовоздвиженский собор.
Они потом долго там жили. Иконы писали. В начале девяностых к ним Рома Тягунов приезжал. Скрывался там. Несколько хороших стихотворений написал.

В 2000 году ко мне пришел один собиратель и предложил невьянскую икону Воздвижение Креста очень высокого уровня. 1760-х годов. Оранжевый цвет в архитектуре чрезвычайно редок. Это крокоид. Эндемик. Встречается только в одном месте, в районе Березовского. В невьянской иконе встречается с 1762 года, а известен с 1766. А Крестовоздвижение у старообрядцев означает обращение язычников, или победу над иноверцами.

Вообще в Невьянской иконе это единственное Воздвижение Креста XVIII века. B запросил он с меня 25 000$. Мне икона очень понравилась, но цена была несусветная. В то время за 25 000$ в Екатеринбурге можно было купить две трешки. Но это даже хорошо, что он столько запросил, потому что на него все смотрели, как на сумасшедшего, и икону у него так никто и не купил.
И он пропал у меня из виду. И я не знал, как его найти. Но икону всегда помнил.

А в 2008 году ко мне приехала Лена Дьяченко, художник и реставратор, жена Валеры, и говорит:
- Слушай, ты нам когда-то давно оклад отдавал. Мы все про него забыли, а я тут порядок наводила и нашла.
Я взял оклад и рассмотрел его внимательно. Это латунь. "Зеленая медь". В XVIII веке эти оклады делали здесь. Меднопосудные фабрики стояли в Быньгах, в Невьянске и в Тагиле. Владели ими Демидовы. А по ту сторону хребта с медью работали Суксун (Демидов) и Нижнеиргинск (Осокин). Первые русские самовары сделали, кстати там. А вообще в средине XVIII века девять из десяти русских медных изделий были изготовлены на уральских заводах.

У меня есть похожий оклад, который точно сделан в Быньгах.
Повертел я этот оклад, вздохнул - замечательный предмет, но куда он мне без иконы? И положил его в кладовку.
И забыл.

Проходит несколько дней. И вдруг ни с того, ни с сего заявился тот парень с иконой, которого уже все считали сумашедшим.
А он помнил, что тогда загрубил насчет двадцати пяти тысяч, и в этот раз попросил двенадцать. В результате я купил эту чудесную икону за десять. И когда взял в руки, у меня вдруг замерло сердце, и я похолодел от предчувствия. Я положил икону на стол, и полез в кладовку за окладом. Да! Это с нее.
Вы скажете, так не бывает. Да я знаю. Но иногда случается.

Икона эта была очень сложная в реставрации. Много черневой разделки, местами глубоко выдран левкас, так что в ноль уже не вывести, и не восстановить золотое покрытие. Мало того, она была под толстым слоем темной олифы.

Вот фотография иконы после раскрытия.


Вот законченная икона. Реставрация только по тонировкам заняла 220 часов.


А вот оклад. Он проработан вручную и на нем остались следы горячего золочения.


Это памятник, отмеченный высоким вкусом и уровнем исполнения, сделал бы честь любой экспозиции русской иконы. Можете зайти посмотреть.
Думаю, жара спадет, если вам будет интересно, готов прочитать нескучную лекцию по невьянской иконе.

Невьянск, Махотин, Тягунов, музей

Previous post Next post
Up