Рассказывал, как с
Брусиловским в мастерской иконы смотрели.
Эта икона называется Богоматерь Всех Скорбящих Радость. В горнозаводской старообрядческой иконописи - распространенный сюжет.
Эта икона попала ко мне в виде двух половинок. На полях из под золота виден красный полимент. Но поля не родные, надо раскрывать.
Святые на полях поздние. Справа - Кирик с Иулитой. Этот сюжет у старообрядцев - наставление молодым от родителей оставаться крепкими в вере.
Утрат по фону много. Но, практически везде есть зацепки. За этот памятник можно побороться. Проблема лишь в том, что очень высокое письмо. И восстанавливать личное на таком уровне, я знаю только одного реставратора.
Лики наплавлены белилами до небольшой рельефности и сохранились очень хорошо. Белила стойкие при механических воздействиях. А киноварь уходит сразу. Зато, при температурных воздействиях, белила выгорают, а киноварь остается.
Икона эта 1760-х годов. Именно в это время, впервые в невьянской иконе появляется характерный оранжевый цвет. Обратите внимание, внизу под ногой у Богоматери и правее, красивые тонко расписанные золотом оранжевые штанишки.
В свое время. в ГосНИИРе, на экспертизе, этот оранжевый пигмент не сумели определить. Он действительно встречается очень редко и, в основном, на невьянских иконах с 1760-х годов. Мы считаем, что это эндемик, возможно -
крокоит. Впервые официально он был обнаружен в Березовском в 1766 году. Однако, в 1762 году этот пигмент присутствует на иконе Николай Можайский со Сценами Жития. Полагаю, что старообрядцы всегда все знали немножко раньше официальных властей.
Посмотрите несколько фрагментов разделки одежд и лики страждующих. Именно об этой иконе
мастер Брусиловский сказал, что уровень иконописца не ниже уровня художников Возрождения.
Вот посмотрите:
Когда-то мы доведем эту икону. Через несколько лет. Проблема в том, что у нас в запасниках икон, такого уровня, порядка ста. А в год из реставрации выходят две-три. Остальные никто не видит. И мне пришла в голову идея сделать большую выставку неотреставрированных икон. Точнее - без реконструкции. Потому что иконы, поступающие в мастерскую, сразу же, каждая, раскрывается и проклеиваются. И уже потом, годами ждут тонировок.
И вот поэтому, в декабре, в музее "Невьяская икона" я сделаю большую выставку таких памятников, находящихся в процессе реставрации, и расскажу о них.