Китайской угрозой нас пугают давно - вот-вот наш авторынок будет завален дешевыми китайскими автомобилями, не уступающими по качеству европейским. Вот, например, статья на сайте
Газета.RU с красноречивым названием "Китай навис над российским автопромом".
В ней говориться о том, что 57% из числа 137 опрошенных "различного уровня руководителей автокомпаний, специалистов-маркетологов, аналитиков и независимые экспертов" считают, что китайский автопром угрожает российскому.
Ну ещё бы! Ведь с 2009 года КНР - крупнейший производитель автомобилей в мире. Только вдумайтесь: они производят автомобилей больше, чем США и Япония вместе взятые (!) или больше, чем весь Евросоюз. За всю историю автомобилестроения Китай стал первой страной, где произвели более 20 млн автомобилей за год - 22,1 млн в 2013 и 23,7 млн в 2014. Это значит, что каждый четвертый автомобиль в мире произведен в Китае.
Это началось в 1990-ые, когда в Китае как грибы стали расти автозаводы, а сейчас в Поднебесной насчитывается около 100 автопредприятий. Названия брендов даже не успеваешь запоминать... Собственно как и их внешний вид - модели, поставляемые в Россию, меняются с завидной регулярностью. Дизайн - на любой вкус. Комплектация - кондиционер и кожа уже в базе! А цены при этом самые что ни на есть бюджетные. Ну как же тут устоять?
Но что-то экспансия все откладывается и откладывается - в 2014 году в России продано всего
82 374 автомобилей всех китайских марок. Это примерно соответствует российским продажам автомобилей компании Mitsubishi за тот же 2014 год. Или 3,3% от всех проданных автомобилей... Что-то не похожи эти три процента на завал рынка. Даже на "нависание" не тянет. Смотря на эти цифры становится непонятно, на что рассчитывает компания "Lifan", строящая завод в России производительностью
60 тысяч машин в год? Да и на другие рынки мира китайский поток автомобилей не успевает выплескиваться - все жадно поглощает внутренний, не смотря на низкие доходы большой части населения. А расти внутреннему китайскому рынку есть куда - на 1000 человек в Китае приходится 50 автомобилей (в 5 раз меньше, чем в России, и более чем в 15 раз, чем в США).
На внутреннем рынке Китая ситуация тоже не самая радужная - китайцы, как и русские, не торопятся пересаживаться на китайские дешевые и богато укомплектованные автомобили. В 2014 году доля китайских марок среди тех, произведенных в Китае, 23,7 млн не превышает
20%. Прямо как у АвтоВАЗа в России. Рейтинг самых популярных моделей возглавляет VW, исконно китайские модели не попадают даже в первую десятку. В отличие от нашего рынка, где балом правит Гранта.
Выходит, что безумные объемы производства - это в первую очередь автомобили иностранных компаний, производство которых было перенесено в Китай, и продающиеся только на внутреннем рынке. И это выгодно производителям благодаря таможенным тарифам на ввоз автомобилей, а не по-китайски дешевой рабочей силе, которая, кстати, нынче стоит дороже российской (если судить по уровню средней заработной платы). С помощью этих же тарифов Китай добивается и высокого уровня локализации - все как в России.
Почему же исконно китайские марки автомобилей так буксуют что с уровнем продаж на внешних рынках, что на своем домашнем? А потому, что если в дизайне и есть у китайских автомобилей большие подвижки, то по-более жизненно важным для автомобиля параметрам они все еще сильно отстают от мировых производителей. Это в первую очередь скромный уровень безопасности китайских машин. Например, Brilliance в 2009 году
набрал 0 баллов по методике EuroNCAP. И не мудрено, ведь у них вплоть до 2013 года не было собственной испытательной базы для проведения краш-тестов. Не могут китайские автомобили похвастать в том числе ни динамикой, ни выверенными настройками шасси и рулевого управления. На мой взгляд, дело в недостатке опыта конструирования и дальнейшей настройки. А опыт, как говорится, дело наживное. Только сколько еще времени китайцам потребуется на это?