Воин ананьинской культуры IX-III вв. до н. э., считающейся предковой для коми-пермяков, марийцев и удмуртов. Для последних, возможно, в наибольшей степени. Оказала ананьинская культура влияние и на предков казанских татар.
Ананьинцы были очень развитым обществом. Земледелие, правда, вопреки классическим представлениям, оказалось на второстепеных ролях. Это были животноводы и металлурги. Обработка металлов на Волге и Каме достигла очень серьёзного уровня, причём не только цветная, но имелась уже и чёрная.
В общем, понравилось мне их оружие. Ну, и решил нарисовать...
Есть известное изображение ананьинского воина на камне. Но вот достойной реконструкции его отыскать не удалось. Есть хорошая от Олега Брандукова, но это, всё же, - по мотивам. А я-таки постараюсь придерживаться оригинала.
Ну, во-первых, у воина из Ананьинского могильника жёсткий сфероконический шлем. Вон, наверху - явно рукотворная линия. Рисунок повреждён, полустёрт, но ничего иного передавать она не может.
Собственно, реконструировали такой шелом и до меня, но в остальном эта реконструкция оставляет желать:
Где молния на колчане, вернее, на том, что от него осталось? А ведь молния к стрелам тут имеет самое прямое отношение и прорисована чётко. Отчего закруглилось яблоко рукояти акинака? Клевец превратился в странного вида ремешок (?). Пояс из горизонтальных пластин видоизменился в... во что-то иное. Витая гривна (торквес) таковой быть перестала (хотя археологические находки подобного вида есть), зато приобрела странные насечки. Даже руки почему-то превратились в культяпки...
Ну да ладно, дальше.
Могообразие ананьинских клевцов говорит о распространённом применении серьёзнейших доспехов, которые булава и меч не берут. Поэтому при таком вооружении оставить нашего витязя почти голым я не решился. Вот другой образец: зигзаг посередине может указывать на латные полосы, идущие внахлёст. С понятной целью - усилить центральную часть доспеха. Той же цели могли служить и пластинки у ворота; сложный пояс и ряд насечек на руках и ногах, возможно, призваны показать, что перед нами тоже парень в доспехах. Ниже, естественно, ананьинские образцы.
Высокие сапоги в точности повторяют оригинал. Уверен, что это не болотная обувь, а элемент защиты: толстая кожа способна в немалой степени погасить даже удар булавой. Стрела и акинак ей вообще нипочём.
Наборный пояс близок к оригиналу и вот к этому образцу:
Отличительной чертой части ананьинских акинаков были не повсеместно распространённые бабочковидные перекрестья, а - овальные и похожие на знак бесконечнсти.
Есть экземпляры и с высмкой в рукояти. Скорее всего, для украшения - эмаль, паста. Я попытался показать слоёную яшму, ну... что получилось, то получилось. ))
Ременная петля для крепления клевца к поясу - во-он она, из-за акинака виднеется, просто ракурс для неё неудачный.
На рисунке из Ананьинского камня вполне можно разглядеть и усы воина. Не со стопроцентной пероятностью, но всё же. Ну и вообще, некоторое "портретное" сходство: круглые глаза, длинная шея, немаленький, расширяющийся книзу нос.
Наручи пеньковые.