Что мы знаем о Бояне, память о котором для нас сохранило, прежде всего, "Слово о полку Игореве"?
Не так уж и мало, как может показаться на первый взгляд.
1) Имя. Возможно, происходит от славянского "бой", а возможно, просто переосмыслено таковым позднее. Самые ранние упоминания этого имени встречаются нам у авар и болгар: родственных, как мне представляется, народов, ведущих происхождение от европеоидного населения древних евразийских степей. Это каган Баян I Аварский - основатель державы в Европе и строитель оборонительной системы хрингов - девятистенных (!) круговых крепостей с системой валов и рвов, по эффективности обороны намного превосходившей современные ей оборонительные системы коренных европейцев. Не могу утверждать однозначно, но как по мне, - аварские хринги во многом копировали защитные сооружения из повозок - гуляй-поле (вагенбург, вагонфорт). Второй - это Баян, хан Великой Булгарии, старший сын Кубрата, единственный из братьев исполнивший волю отца, но не сумевший противостоять хазарам.
Имя "Боян" встречается и на Руси, в новгородских берестяных грамотах, но больше всего оно распространено на Балканах, где аварского, а тем более, болгарского влияния хватало с избытком.
Поэтому мы вправе сделать предположение о связях семьи нашего Бояна, или даже его самого с Болгарией Дунайской и шире - Балканами. Скорее всего, связи эти были родственными: перенимать чужие имена мужчины в те века не спешили; возможно, сам Боян или его ближайшие предки были выходцами с юга.
2) Сословие. Боян - представитель дружинной среды: славу правителям в княжьей гриднице люди из оратаев или церковников не пели. Боян - приближённый не одного киевского князя и даже не одного их поколения - трёх поколений: Мстислава Храброго, Святослава Ярославича, Романа Святославича Красного. И при дворе каждого из них был востребован и прославлен.
Написанная значительно позже "Задонщина" сообщает, что "тот Боюнь воскладаше славу Игорю Рюриковичу, Владимиру Святославичу, Ярославу Владимировичу". В хронологию здесь укладывается лишь последний, и то вероятнее, что слава воздавалась не ему самому, а по выражению автора "Слова..." - его временам.
Итак, Боян - боярин, кметь, представитель высшего дружинного сословия.
3) Богатство. Наш герой очень богат. Он крупный землевладелец, магнат, как говорилии века спустя в Речи Посполитой.
Основания для такого утверждения даёт Купчая на "Бояню землю", торжественно зафиксированная на камне Апостольского придела церкви Софии Киевской - главного собора страны!
http://library.narod.ru/saga/osnova301.htm Обратите внимание - земли Баяна покупает ни кто-нибудь, а Великая Княгиня. Характер надписи позволил Б.А. Рыбакову сделать вывод, что речь идёт о жене Всеволода Ярославича - княгине Елисаве (Елизавете). Этот вывод подкрепляют данные двух свидетелей сделки, названные по христианскому канону, но определённые по именам женским, что само по себе весьма необычно. Это Михаил Елисавинич и Иван Янчин - духовники княгини Еслисавы и её дочери княжны Янки.
Торжественность события, закреплённая купчей на камнях собора говорит о том, что и для Великой Княгини сумма в семьсот гривен была едва приподъёмной. Расчёты показали, что сумма составляет годовой доход семи средней руки городов. Семи городов!!
Кроме того, за Бояном, несомненно, должны были числиться подворья в столице и княжеских резиденциях. Ну а об ином имуществе - всяких там "оксамитах" - мы можем только сказать, что и оно, несомненно, у Бояна было.
4) Творчество. Основной мотив творчества Бояна - воздание славы князьям и дружине - утверждает автор "Слова...". Данное обстоятельство неизбежно предполагает стиль возвышенный и торжественный, может быть, витиеватый. Однако он менее богат на "словесы", речевые обороты, взятые из разговорной жизни, на народные приметы и бытовые зарисовки. Однако, хотя всё перечисленное и прославило позднее автора "Слова...", сообщений о последнем мы у других авторов не находим, тогда как имя Бояна помнят и чтят спустя столетия.
Однако, в словах автора "Слова..." угадывается и некоторая ирония по отношению к Бояну, общепризнанному образцу для подражания. Что явилось её причиной? Может быть, подчёркнутое восхваление князей у человека столь независимого. Может, прославление времени Ярослава Хромого, которого автор-ольгович заслуженно недолюбливал. Может, некоторая напыщенность слога, трудная для восприятия...
5) Возраст. Годы жизни. Дата смерти Бояна определяется более-менее точно: между 1083-м и 1086-м годом. В 1083-м он ещё произносил ту самую свою припевку по случаю прибытия Олега Гориславича с женой в Тмуторокань - про "Ольгову коганю хоть".1 Год 1086-й - это дата вышеупомянутой купчей, в которой сам Боян не обозначен, - значит, уже был мёртв. Замечу, что затягивать с покупкой столь лакомого куска, как его земли, Великая Княгиня могла бы навряд ли - а то перекупят! - и предложу датой наиболее вероятной смерти Бояна считать 1085-й год.
Нахождение при дворе Мстислава Храброго даёт дату до 1036, до года смерти князя. Ну, допустим, что способный, талантливый отрок был замечен почти сразу и "воскладше славу" уже лет в 16.
Тогда даты жизни определяются как 1020-1085 гг.. Не менее 65 лет прожил наш Боян, повидал многое и пережил многих.
1. Эта навязшая в зубах припевка сложна всего лишь громоздкостью конструкции, которая в устной речи наверняка сглаживалась при помощи пауз и интонации. Увы, вряд ли кто из нас, дорогие читатели, может заявить себя среди слушателей Бояна. Однако перевести тот текст в наиболее понятном виде ститаю возможным так: "Приходящийся Святославу песнотворцем старых Ярославовых времён, Боян говорил жене кагана Олега: 'Тяжко тебе, голове без плеч, зло тебе, телу, без головы!' "
Картинка.
Как бы момент прихода в княжью гридницу на пир. При всём параде, но уже без шапки.
Боян далеко не молод - голова и усы с густой проседью. Причёска на прямой пробор.
Одет очень богато, доволен жизнью и собой. Поэтому не рисую ничего васнецовски-эпохального. )) Одежда похожа на справу кметя из Гульбища.
http://extreme-life.info/images/676.jpgКаролинг с плоским "яблоком" по образцу из Михайловских курганов №5.
http://podelise.ru/tw_files/25368/d-25367390/7z-docs/1_html_m5a81895f.pngБольшая калита, перстни, браслеты, жемчужины на темляке скрамасакса - всё говорит о достатке.
На указательном пальце правой руки - плектр-коготь. Наподобие такого
http://www.art-vl.ru/images/cms/thumbs/23cd12cd866fbe1586273e4a92b20cc6176f5c2c/mediator_kogot_281_auto_5_80.jpg Попробуйте доказать, что на Руси таких не было! ;-) Вскоре он будет надет на большой палец, пока же ещё не на месте - чтобы не повредить струны.
Гусли - переходный вариант от крыловидных к шлемовидным. Имхо, ведь не могло случиться, чтоб подобных не было. ))
Гривна очень массивная, срисована со Снеттишемского торквеса. За связь с дунайской традицией - типичные татуировки южных славян, глаголическая надпись "БАЮНЬ" через "а", вышивка на рукавах по типу вышивки булгарина из предыдущего поста.