С некоторых пор не даёт покоя мне "Сага о Бьорне"
http://kinopower.ru/news/saga_o_borne/2012-05-08-2903. В том числе и по этой причине.
Ну, в самом деле, - взять хотя бы этих "святых".
Князь Борис Ростовский и князь Глеб Муромский.
Имена славянские. Крестильные наименования братьев вряд ли кто навскидку и назовёт.
Никаких христианских подвигов при жизни за ними не значится. И даже особых церковных благодеяний вроде там храмового строительства или литья больших колоколов. Да никаких не числится, честно говоря - только позднейшие легенды что-то там приписывают.
Напротив, что Ростов Великий, что Муром - известные оплоты язычества. И никаких проявлений недовольства княжением Бориса и Глеба мы не наблюдаем. Наоброт, они начались уже после гибели братьев.
В общем, дело известное - понадобились церкви местные святые и в покойников ткнули пальцем.
А христианского в них только-то и всего-то - батюшка повелел окрестить во младенчестве.
Но между тем это нормальные князья, защитники Руси светлой.
Помните, как Владимир Креститель отправлял сына в поле сразиться с печенегами?
Это ведь это он самый и ходил - Борис Владимирович! Сам папенька об ужасных печенегах стращал немецкого мессионера Бруна, прятался под мостом да за забором. А Борис поехал не на рубеж даже, а в степь!
Летопись говорит "не обретша печенег", но это так или иначе говорит о том, что печенеги не решились с ним сразиться. Не слепые же они там. Великого Князя били в хвост и в гриву на Руси, а князю Борису не дали боя даже в степи.
Видимо, именно его, Бориса Владимировича, Креститель в 1007 году отправлял к печенегам в заложники. После этого наступил мир, а сын остался жив... Так может быть, в 1015 году Борис "не обретша печенег" потому, что смог с ними договориться, потому что грозные печенеги сочли его воином, на условия которого нужно соглашаться?
Обоим братьям под 30 лет. Они, кстати, погодки - это только на иконах один "вьюноша", другой "муж".
А на раннем изображении, на котрое я обратил внимание, они очень похожи: у старшего только небольшие усики, а у младшего их нет.
http://rogday-rosomaha.livejournal.com/31739.html Они - сыновья одной матери-болгарыни. Несчастный их папаша, похоже, вообще не знал ни любви, ни привязаности: очень быстро остывал и к жёнам, и к любовницам.
Борис поначалу княжил в Муроме, потом передал княжение Глебу. Скорее всего, у них были доверительные, по-настоящему братские отношения.
На картинке братья изображены сразу после каких-то воинских упражнений, м\б в момент передачи Мурома и\или опробования новых доспехов. У Бориса византийские, у Глеба комбинированные русско-греческие, похожие на те, что с изразца Златоверхого собора.
Между прочим, Борис очень ценил оружие и приобретал отменные образцы. Нетипично для святоши. Меч его хранил ещё Андрей Боголюбский, а топор из Шекшово принадлежит князю Борису с бо-ольшой долей вероятности.
Для брутальности добавил старшему князю шрамик на левой щеке - изразец там тоже не совсем ровный. )
И - да! Борис - левша!
Поэтому меч у него справа, слегка подвинут шлемом с личиной. Каролинг на перевязи, хотя доспех в целом ромейский с немалым степным влиянием. Для русских характерны красивые личины без клыков-рогов и прочих страшилок. И реконструкторы говорят, что рубиться с такими красавцами психологически занчительно труднее...
Сапоги степные, печенежские для верховой езды. Толстая кожа с металлическими наколенными щитками.
Щит каплевидный (но не миндалевидный!) - к углу сужается прямыми отрезками, а не закруглёнными линиями. Изображён на нём... ну, князь-то ростовский, сами догадайтесь. Рисунок на щите вообще повторяет интересный новодел 1972 года (по СоПИ изд-ва "Изобразительное искусство", художник В.Семёнов), но по мотивам браслета из Городища.
http://chudinov.ru/wp-content/uploads/2007/03/igra20-20.gif
Опасный противник, вообще-то - любит и ценит оружие, знаком с русской и с кангарской воинской традицией, в расцвете сил, да ещё и левша.
Братья одеты для холодного времени года. Просто подчёркиваю, что в их жизни был не только июль 1015-го. Утеплённые полушубки. У Глеба перчатки медвежьи.
Да! Почему-то считается, что рукавица - это непременно беспалая варежка. Рукавица - это то, что надевается на руку. А перчатки и боевые, и охотничьи у русских всегда были. Ну, попробуйте сами покрутить железный пруток в полотняной или войлочной варежке хоть пару минут - и не тот контакт, и сбивается, сминается.
А у князя Глеба к тому же нож в бронзовых ножнах да с бронзовой рукоятью. Бывали такие. Металл-то в мороз к ладошкам липнет.
Хотя, признаюсь, за образец взяты перчатки английские века XV-го. Тут грешен, но очень уж они мне нравятся. ))
Наручи пеньковые срисованы с указанного изразца.