ХОХЛАТЫЕ ХЕТТЫ
Они идут широким фронтом.
Идут уже в который раз.
По всей равнине вдоль Оронта
Сплошное месиво из нас.
Закат стремительно алеет,
И краски сдержанно чисты.
И ясно - хетты одолеют
До наступленья темноты.
«Колесницы Кадеша»
Мы знаем, что хетты - древний народ индоевропейского (арийского) корня. Этот факт, конечно, был установлен не сразу, и поначалу исследователи предполагали их западно-семитское происхождение. Такая точка зрения в основном была основана на том, что, согласно Библии, (Быт 10:15) хеттеи названы потомками Хета, второго сына одного из праотцов - Ханаана. Да к тому же и жила часть хеттеев в Палестине, которая, будучи названа «Землёй обетованной», негласно закреплялась за этими самыми западными семитами... Это сейчас мы знаем правду о битве под Кадешем, названной «Битвой Тысячи Колесниц», благодаря победе в которой хетты закрепили почти всю Палестину за собой, - но этим знаниям нету и сотни лет.
Когда же индоевропейское происхождение хеттов было точно установлено, историки и культурологи стали искать у них общие черты с другими родственными народами. И в числе прочих сходных признаков обнаружили много популярных символов - двуглавого орла, например. Но сейчас хотелось бы сказать не про него, а про клок длинных волос, оставляемых воинами на макушке. Да-да, в точности такой же, как у князя Святослава Игоревича, Ивана Гонты, Попеля Хотышко, Ерёмы Вишневецкого и много кого ещё.
Широко известно изображение хетта на барельефе, где наличие чуба-оселедца отрицать невозможно. Увидеть его можно вот здесь
http://img228.imageshack.us/i/st0000510to.jpg - или здесь
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st041.shtml.
Однако нередко можно встретить высказывания, что барельеф этот в качестве носителя информации является единственным в своём роде, и больше подобный мотив в изобразительном искусстве, касающемся хеттов, не встречается. А подобная исключительность, дескать, намного снижает ценность аргумента, ну, вроде бы, потому, что единичные случаи наука часто во внимание не принимает.
Конечно, подобные аргументы таковыми можно вовсе и не считать, а апеллировать к тому, что видно невооружённым глазом. Но по возможности желательно поступать более грамотно. Что мне и хотелось бы продемонстрировать, буде такая возможность представляется.
Для этого предоставляю вашему вниманию изображение, электронной версии которого на сетевых ресурсах мне ранее встречать не доводилось. Не доводилось, даже несмотря на то, что текст издания, приводившего его, воспроизводился в Интернете неоднократно.
Речь идёт о рисунке в книге профессора Германа Вейса «История Цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь», переизданной московским издательством «Эксмо-Пресс» в 2000-м году. Изображение приведено во второй главе книги, озаглавленной как «Народы Западной Азии во втором тысячелетии до нашей эры», и отмечено сопроводительной надписью: «... колесницы кочевых племён, служивших халдеям (хета) вспомогательными войсками,… запрягавших коней в богатой сбруе. Это обстоятельство свидетельствует о существовании у этих племён коневодства и позволяет предположить их скифское происхождение...».
Каких-либо ссылок на источник герр Герман не приводит, к сожалению. Но и подозревать его в излишнем фантазёрстве оснований нет: рисковать своим авторитетом (несомненным в современном ему научном мире) он неизвестно ради чего не стал бы.
Точно так же придётся нам отклонить и обвинение в невнимательности: известно, что большинство рисунков в своих рукописях Вейс воспроизводил по оригиналам собственноручно, а остальные подбирал достаточно тщательно. Для немцев это вообще характерно, для учёных особенно, а для немецких учёных, живших в XIX веке, - и подавно.
В свете того, что происхождение хеттов при жизни автора установлено не было (это сделал только в 1920-х годах чешский лингвист Бедржих Грозный), некое условное тождество между семитами-халдеями и индоевропейцами-хеттами автору вполне простительно. Более того, для западноевропейской культуры понятие «халдеи» значительно отличается, от того, которым оперирует современная наука. Для европейца халдеи - это и вавилоняне, и шумеры, и даже всё христианское население Персии (Ирана и Ирака). Их церковь и по сей день носит официальное название Халдейской (Catholic Chaldaean Church). Поэтому какое-либо совмещение понятий хеты-халдеи учёным-культурологом середины XIX века нас смущать совершенно не должно.
Под «скифским» происхождением колесничих автор наверняка понимает принадлежность к миру северных кочевников и полукочевников, говорящих на многих диалектах индоевропейской языковой семьи. Я утверждаю это с такой уверенностью постольку, поскольку собственно «скифов» во II тыс. до н.э. ни в Малой Азии, ни в Палестине, ни в Междуречье ещё не было. Даже появление их в Северном Причерноморьи и Киммерийские войны происходили в VIII в. до н.э. и к хеттам как таковым никакого отношения уже не имели.
А раз так, то наиболее вероятно, что воинами и колесничими с чубами на макушке являются именно хетты. В указанные времена они были, по сути, единственными представителями народов арийского круга на Ближнем Востоке. К тому же известно, что именно индоевропейцы изобрели и постоянно совершенствовали колесницы, верно названные «танками бронзового века», причём мастерство управляющего повозкой ценилось не ниже мастерства воина. Получается, верна догадка Германа Вейса, за обобщающим названием «вспомогательные войска халдеев» всё-таки написавшего в скобках «хета».
Собственно, это египтяне называли хеттов - своих грозных северных противников и победителей - словам «хета». Евреи называют их хитим, хеттеи. И в Библии под «народом хета» понимаются именно хетты. В Книге Царств (Цар10:29 и Цар 7:6) говорится, что хетты имели собственных царей. А кроме того там (Книга Иисуса Навина 3:4) - звучит приговор истребления хеттеев.
Вот они - копьеносцы и колесничие севера - с копьями и щитами, в слоёных панцирях и с развевающимися по ветру оселедцами на тонкоспицей колеснице, запряжённой парой чистокровных беговых, решительно атакуют врага где-нибудь в окрестностях залитого кровью Оронта…
Замечу, мне представляется вполне возможным, что оригинал рассматриваемого изображения был утрачен за бурных полтора столетия, прошедших с момента первого опубликования этого рисунка немецким автором. Значит, тем более мы должны быть благодарны Герману Вейсу за то, что он для нас его сохранил и попытался дать по нему собственный комментарий. Поэтому сочту уместным сказать несколько слов об этом учёном.
Досточтимый Герман Вейс (Hermann Weiss) (1822-1897) - художник и историк культуры; профессор, преподаватель Берлинской академии художеств. Автор нескольких обширных монографий, большей части касающихся истории культуры её артефактов, чем собственно истории. Его объёмная книга «История цивилизации...», о которой я веду речь, была издана в 1860-х годах.
И позволю себе заметить, что благодаря приведённой в ней иллюстрации мы имеем ещё один аргумент в пользу не только присутствия индоевропейского населения на Ближнем Востоке, но и ношения арийскими воинами и колесничими пучков волос на выбритой голове.
Рогдай Росомаха
На эту запись сетевой народ почему-то любит ссылаться, поэтому на всякий размещу сюда дополнение.
http://rogday-rosomaha.livejournal.com/48216.html