РЕЗЬБА

Jan 13, 2012 19:56




Обещался недавно http://nap1000.livejournal.com/9101.html?thread=178317#t178317 выложить кое-что из славянской резьбы. Вот наверху ворота в часовне башни Хреля музея Рильского монастыря в Болгарии. 1335-1340 гг.
Д. Друмев пишет, что узор не характерен для этой эпохи, тяготевшей к "сухости и геометричности" орнамента. Видимо, основан на более ранней традиции.
Размер маассивной деревянной конструкции 2,06х1,22 м. Обратите внимание - ни в одной полусферической розетке узор не повторяется. В резную плетёнку помещены фигуры ногаев (иногов, грифонов) и волков.
Ворота являются лишь частью композиции часовни. Там же сохранилась и кафедра Хреля, "украшенная плетёным узором, очень сходным с орнаментом двери, имеет инкрустацию в виде маленьких золотых ромбов". Фото, к сожалению, не нашёл. (
Также без иллюстраций Друмев пишет про Царские врата церкви св. Петки в Велико-Тырново, где резной орнамент "настолько сложен, что трудно проследить за движением линий". Век XIII-XIV.

Могу предложить вашему вниманию ещё одни ворота - Слепчанский монастырь, г. Битола, юго-западная Македония.  Автора статьи З. Лиценоска сообщает, что это образец известной школы резьбы Прилеп-Слепче. Ореховое дерево. Также XIV век, видимо, это и есть те самые "сухость и геометричность". )
Обратите внимание - однообразные христианские святые расположены только в верхней половине створок.



Две фотки потолков.
Жилой дом в г. Столак, Босния и Герцеговина.




Дом в г. Пазарджик, Болгария.




Кстати, насчёт потолков. В статье Й. Вайжека почитал любопытное указание, что во многих районах Богемии (Чехии) до XIX века потолки домов пропитывали... бычьей кровью! А потом "потолки начали белить известью и комната частично утратила интимную атмосферу, которую ей придавал контраст стен и тёмного потолка".
Все иллюстрации из книги "Дерево в архитектуре и скульптуре славян", М. "Советский художник", 1987.

Зодчество

Previous post Next post
Up