Click to view
Анимационный ролик о восстановлении храма
К 300-летию царствования Дома Романовых в 1913 году в самом центре Санкт-Петербурга - тогдашней столицы России, - около Московского вокзала, в пяти минутах ходьбы от Невского проспекта, на пересечении Полтавской и Миргородской улиц, был возведен уникальный храм - собор Феодоровской иконы Божией Матери.
Феодоровская икона Божией Матери была фамильной святыней Российского Императорского дома с 1613 года, когда в Ипатьевском монастыре в Костроме инокиня Марфа благословила ею на царство новоизбранного царя из древнего боярского рода Романовых - своего сына Михаила.
Сооружение в Санкт-Петербурге соборного храма Феодоровской иконы Божьей Матери занимало особое место среди множества мероприятий, связанных с празднованием в 1913 году 300-летия Дома Романовых, а его освящение стало наиболее значительным событием среди юбилейных торжеств.
История создания храма начинается с 1910 года, когда был учрежден Строительный комитет под покровительство
великого князя Михаила Александровича, брата Николая II. Его председателем был управляющий делами великого князя генерал Д.Я. Дашков. От Нижегородской епархии в руководство входил архимандрит Алексий, настоятель Феодоровского Городецкого монастыря. В работе комитета участвовали также архитектор
Л.Н.Бенуа С.С.Кричинский Д.А.Крыжановский. Строительный комитет для наиболее успешной организации дела образовал пять комиссий, в том числе исполнительную, историко-художественную, финансовую.
Строительный комитет. Третий справа - С. С. Кричинский
редства на строительство и украшение храма стекались со всей России. Первое пожертвование в сто рублей на сие благое и великое предприятие было сделано уже на одре болезни великим молитвенником св. праведным Иоанном Кронштадтским. Государь Император также пожаловал на строительство 25 тысяч рублей. Как отмечалось в одном из источников, «на создание храма притекает со всей обширной нашей земли безвестная, трудовая, народная копейка не только одного русского народа, но и инославного и иноверца. В благолепии храма принимают участие святые обители, российские и зарубежные, высшие государственные установления, правления войсковые, губернские, областные, сословные, общественные и частные, а также и отдельные лица...».
Сохранился
тчет Строительного комитета за 1914 го «Перечнем наиболее крупных пожертвований отдельных лиц». Комитет начал свою деятельность с проведения под эгидой Общества архитекторов-художников конкурса на проект храма-памятника, посвященного 300-летию царствования Дома Романовых. В мае 1910 года в журнале «Зодчий» были опубликованы условия конкурса, а также план участка, отводимого под строительство. Условия конкурса предусматривали создание собора в стиле «храмов времени воцарения Дома Романовых». Небольшой нижний храм предполагалось отделать «в стиле эпохи Александра Невского» и посвятить его этому святому. Таким образом, в самой композиции храма находила выражение идея преемственной связи династии Романовых с династией Рюриковичей, наиболее выдающимся представителем которой был великий князь Александр Невский.
Строительный комитет остановил свой выбор на проекте Степана Самойловича Кричинского. В сравнении с другими, не менее убедительными проектами (Н.В. Васильева и А. Джорогова), храм в проекте С.С.Кричинского, выдержанный в неорусском стиле, при полной противоположности петербургской архитектуре, по-питерски уравновешен, компактен, гармоничен. Он живописен, но не дробен, его затейливость не впадает в чрезмерность. Вероятно, именно пятиглавие предложенного С.С.Кричинским храма было весомым аргументом в его пользу. Традиционные пятиглавия важнейших кремлевских соборов в Москве, Ярославле, Костроме ассоциировались с торжеством российской государственности.
Соборный храм торжественно, с молебном и водосвятием, был заложен 5 августа 1911 года после проведения нулевого цикла работ и возведения каркаса здания в апреле того же года.
Закладка храма
Предполагалось, что постройка храма займет два года, и к середине 1913 года, то есть к апогею торжеств, посвященных 300-летию династии Романовых, он будет готов.
15 января 1914 г. митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром, будущим первым новомучеником, в присутствии Государя Императора Николая Александровича, всех членов Императорской фамилии и правительства Российской империи
был освящен главный, верхний храм ndash; в честь Феодоровской иконы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого царя Романова. Ранее, 7 сентября 1913 г., были освящены боковые приделы в нижнем храме: правый - в честь святителя Филарета Милостивого и левый - в честь мученицы Марфы (небесных покровителей патриарха Филарета и инокини Марфы - родителей Михаила Романова).
Предполагалось также, что правый верхний придел будет освящен в честь святителя Николая и мученицы Александры (небесных покровителей последней царственной четы), а левый - святого благоверного князя Михаила Тверского и святителя Алексия, митрополита Московского (небесных покровителей великого князя Михаила Александровича и Цесаревича Алексия). Центральный алтарь нижнего храма предполагалось посвятить святому благоверному великому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине (небесным покровителям Александра III, впервые высказавшего идею строительства церкви в память династии, и его супруги Марии Феодоровны).
Новый храм в предреволюционные годы был почитаем верующими: здесь крестили, венчали, отпевали. Согласно документам, большую часть церковных обрядов заказывали крестьяне различных губерний, вероятно, из-за близости Николаевского вокзала.
Внешний вид и убранство
Сохранившиеся фотографии и архивные документы позволяют наглядно представить себе величественност
внешнего ида
интерьера рама. Предмет
внутреннего убранства церковна
утварь редставляют собой богатые и изящные образцы церковного искусства начала XX века.
Построенный из железобетона, величественный пятикупольный храм на 3500 человек, высотой 48 м и площадью 350 м², повторя
контуры ростовских церквей VII века - эпохи воцарения Дома Романовых. Главный его купол был покрыт золоченой медью, а четыре других - чешуйчатой медью.
Фасад, облицованный белым тверским камнем-известняком и покрытый резным орнаментом, украсили две иконы. Подходящего к храму со стороны Полтавской улицы встречала 8-метровая майоликовая рельефная Феодоровская икона Богоматери в обрамлении родословного древа Романовых. Над входом в храм размещался мозаичный Спас, копия с работы В.М. Васнецова.
Звонари на колокольне собора Божией Матери Феодоровской в память царствования 300-летия дома Романовых.
Дата съемки 15 января 1914 г.
Нижний храм был посвящен знаменитому представителю династии Рюриковичей - св. благоверному великому князю Александру Невскому. Церковь, вмещавшая 1500 человек, была внутри выдержана в новгородском стиле XIII века (эпоха Александра Невского), оформлена четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами. Мраморный иконостас украшали старинные царские врата.
На второй этаж в верхнюю церковь вела лестница, расписанная фресками со сценами из священной истории, с красивыми дверями из чеканной бронзы.
Верхний храм был посвящен Феодоровской иконе Божией Матери - родовой иконе Дома Романовых. Рассчитанный на 2 000 человек, он был украшен в ростовском стиле XVII века. Высокие своды и отсутствие колонн создавали ощущение простора. Большие окна, высотой до 5 метров, наполняли пространство светом. Акустика помещения отличалась превосходным резонансом. Вырезанный из липы, пятиярусный иконостас был покрыт басмой. Иконы - копии старинных - написали известные московские изографы, в частности Г. О. Чириков - реставратор икон Андрея Рублева. Утварь изготовила знаменитая фирма «Оловянишников и сыновья», многие предметы убранства были копиями с хранившихся в Оружейной палате реликвий XVI-XVII веков. Под куполом висела ажурная бронзовая люстра-паникадило диаметром 6,5 метров в виде шапки Мономаха. В алтаре на престоле стояла серебряная дарохранительница - уменьшенная копия Успенского собора Московского Кремля.
В Ярославле были отлит
колокола с именами членов царской семь и гербами знаменитых русских городов - Киева, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Владимира, Ярославля, Москвы и Санкт-Петербурга.
По замыслу автора - архитектора С. С. Кричинского, - в Петербурге вокруг храма-памятника должен был возникнуть целый комплекс зданий - своего рода уголок Святой Руси. На средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница, часовня, граненая башня, где предполагалось разместить музей XVII в., и причтовый дом с кельями. От Московского вокзала комплекс зданий Феодоровского собора отделяла массивная зубчатая стена с башнями, наподобие стены Московского Кремля. Идея состояла в том, чтобы всякий въезжающий в Санкт-Петербург через Николаевский (Московский) вокзал по правую руку видел перед собой уголок Старой столицы.
Октябрьский переворот поначалу не отразился на религиозной жизни общины Феодоровского храма. Но 1 января 1918 года Строительный комитет официально прекратил свою деятельность «вследствие текущих тяжких событий». Наш храм, как и тысячи храмов в России, не мог избежать печальной участи в условиях диктатуры пролетариата и в годы строительства социализма.
Как следует из архивных материалов, в 1920 и 1921 году при храме существовала воскресная школа для детей трех возрастных групп - от 6 до 15 лет. Монахи объединились в Александро-Невское братство, действовавшее при Лавре. Особо торжественные и важные службы в храме проводил митрополит Петроградский Вениамин.
В октябре 1926 года настоятелем храма назначили архимандрита Льва (Егорова), одного из руководителей Александро-Невского братства, активно занимавшегося духовным просвещением в трудные послереволюционные годы. Вслед за отцом Львом в собор постепенно перешла большая часть членов братства и два братских хора.
Прихо
просуществовал до 1932 года, когда президиум Леноблисполкома нашел церковь «удобной для Союзмолоко, в силу чего постановил церковь ликвидировать, здание передать Союзмолоко».
Отец Лев был арестован и в 1937 году расстрелян. В 2003 году он вместе с княжной Кирой Оболенской и Екатериной Арской, членами общины Феодоровского храма, также расстрелянными в 1937 году, был причислен к лику новомучеников Российских.
С 1932 года здание собора стало интенсивно перестраиваться под молокозавод. Высокое пространство верхнего храма было разделено двумя железобетонными перекрытиями, снесены купола.
Вплоть до начала 1970-х годов еще стояли пять обезглавленных купольных башен.
«Советская» судьба храма
За несколько десятилетий здание обросло уродливыми одноэтажными пристройками почти по всему периметру первого этажа и надстройкой над западной частью здания. С фасада была сбита уникальная майоликовая мозаика Федоровской иконы Божией Матери в обрамлении родословного древа Романовых. В последние годы перед возвращением здание было доведено до крайней степени запущенности: когда-то сухой и чистый высокий подвал был заполнен многотонными массами отходов бытовой и промышленной канализации, на верхних этажах через разбитые окна гулял ветер и летали птицы.
В таком обезображенном виде здание храма-памятника было возвращено верующим.
Обновление
Для этой цели в 1993 году, не дожидаясь полной передачи Храма-Памятника, рядом с ним было предпринято сооружение часовни по проекту архитектора Г. А. Васильева. Часовня была освящена 28 марта 1998 года как храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Лишь 4 августа 2005 года состоялся акт выселения молокозавода (ОАО «Петролакт») из здания Феодоровского собора. В первое же воскресенье, 7 августа, община прихода с Крестным ходом вступила в собор и зажгла первую лампаду, тем самым положив начало возрождению поруганной святыни. Прихожане и многочисленные добровольцы с большим энтузиазмом с первых же дней приступили к регулярным работам по очищению помещений храма от накопившейся грязи и вышедшего из строя заводского оборудования, а также по предотвращению дальнейшего разрушения здания. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, и 29 августа, в престольный праздник Феодоровской иконы, в соборе были совершены первые после семидесятилетнего перерыва Божественные литургии. Еженедельно по пятницам началось служение Акафиста Божией Матери.
Сразу же после возвращения храма в лоно Русской Православной Церкви приход и все, кому была небезразлична судьба храма, взяли на себя труд посильным образом содействовать его восстановлению или хотя бы препятствовать его дальнейшему разрушению. В течение 2005 - 2006 годов регулярно проводились совещания инициативной группы, на которых принимались решения о неотложных мерах по подготовке храма к реставрации.
В связи с началом реставрационных работ богослужения вновь переместились из Феодоровского собора в храм Новомучеников и Исповедников Российских.
17 декабря 2010 года роизведен подъем и подве двух самых больших колоколов Феодоровского собора на колокольню, а также установлен каркас ее шатровой кровли. Операция заняла целый день и завершилась почти в полночь. Много времени заняла подготовка к подъему, в частности подгонка балки из легированной стали длиной в полметра, которая вставляется в проушину колокола. Затем, уже когда стемнело, сначала был поднят «Махаил-Николай» (9 тонн) на специальной платформе, а после - «Александра» (4, 5 тонны). После этого над ними была установлена специальная конструкция, к которой колокола и были подвешены. Последним был поднят и установлен металлический каркас кровли, которую предстоит покрыть черепицей. Все остальные колокола были развешены по периметру колокольни в оконных проемах в предшествующие дни, за исключением самых маленьких, которые будут займут свои места в самую последнюю очередь. Также н
фото ожно видеть медную кровлю над арочным переходом в колокольню и медные подзоры кровли основного четверика собора.
На данный момент в Феодоровском соборе продолжаются реставрационные работы. В нижнем храме устанавливается опалубка для бетонирования купели (баптистерия); затираются швы пола из плинфы. В верхнем храме монтируется металлический каркас сводов в западной части (под хорами). Продолжается реставрация колокольни: ведется подготовка кровли для укладки черепицы.
Все работы по реставрациии храма и прилегающей к нему территории планируется завершить к 2013 году, году 100-летия храма и 400-летия события, в ознаменование которого он и был задуман, - преодоления смуты в России, окончание которой было ознаменовано воцарением Романовых на Московском царском престоле.
http://www.feosobor.ru/church/