На пачке "Беломорканала" раньше рисовали еще и Суэцкий канал
Jul 24, 2021 01:51
Для начала, старый советский анекдот в тему.
Летит самолет. Один пилот спрашивает у другого: - Слушай, а ты карту местности взял? - Нет… - Эх, ты… Опять придется по пачке «Беломора» лететь.
От автора: Эту шутку поймут те, кто постарше и застал советские времена (а также некоторая часть современной молодежи, использующая «Беломор» чуть по-иному назначению). Ну, а если вы не поняли, то пачка «Беломорканала» имела (и имеет) вот такой дизайн:
[Spoiler (click to open)] Как видим, на лицевой стороне изображена карта европейской части СССР, а также Урал, немного Сибири и Европы. Этот дизайн используется с момента появления «Беломора» еще в 1937 году, то есть в этом году легендарной сине-белой пачке исполняется 84 года. Настоящая классика! Оформление папирос было придумано художником А. Таракановым. Исходя из логики названия, он отметил на карте главные каналы СССР: Беломорско-Балтийский канал Канал имени Москвы Волго-Донской канал
Все эти каналы являются часть единой водной транспортной системы, которая связала Белое море с Каспийским и Азовским. Благодаря этой системе Москву начали называть «портом пяти морей», потому что из столицы через Москва-реку можно было попасть в Волгу, а из Волги, благодаря указанным каналам, выйти в: Балтийское море Белое море Каспийское море Азовское море Черное море
Добавление в список Черного моря, кстати, является весьма спорным моментом. Ведь в Черное можно попасть только через Азовское. А раз так, то в качестве московского порта можно было бы назвать еще и Баренцево море (в него можно через Белое), Северное море (через Балтийское), да и вообще любое другое море в мире. Ну, это ладно. Число 5, видимо, просто звучит лучше, чем число 4. Рассказать же хотелось не об этом, а о том, что в годы ВОВ дизайн пачки «Беломора» был несколько изменен (это было единственное его изменение в истории).
Во-первых, с пачки исчез красный шрифт, а во-вторых, карта была взята более общим планом, так, чтобы на ней уместились еще и Суэцкий канал (Египет)
Кильский канал (Германия)
Как выглядел «Беломор» в 40-е годы
Все три канала, были отмечены чисто схематически, в виде двойных синих полосок без каких либо изгибов. Для чего был сделан такой шаг? Считается (но достоверных доказательств этому нет), что такая карта была использована в целях пропаганды. Для понимания, вопроса, нужно просто посмотреть на характеристики этих трех каналов. 1. Кильский канал Соединяет Белтийское и Северное море. Грубо говоря, позволяет обойти «аппендикс», на котором расположена Дания (Ютландский полуостров).
Канал был открыт в конце 19 века и для своего времени был достаточно прорывным проектом. Его протяженность - 98 километров
2. Суэцкий канал Связывает не просто Красное море со Средиземным, а гораздо шире - Индийский океан с Атлантическим, или еще шире - Восток с Западом.
Грандиозность каналу придает, прежде всего, его географическое положение, а также протяженность - целых 160 километров (что почти в 2 раза больше, чем у германского проекта).
3. Беломорско-Балтийский канал Соединяет Белое и Балтийское моря через Онежское и Ладожское озера.
В 40-е годы 20 века это был самый длинный канал в мире - целых 227 километров! То есть, он был длиннее Суэцкого канала в 1,5 раза, а Кильского - более чем в 2.
Кроме того, сильно различались и сроки строительства. Сравните:
Кильский канал строили 8 лет (грубо говоря, 1 километр строили за 1 месяц) Суэцкий - 10 лет (1 километр за 22 дня) Беломорканал - ЗА 1 ГОД И 9 МЕСЯЦЕВ То есть советский канал возводился с абстрактной скоростью 1 километр за 2,5 дня!
Естественно, такая стройка являлась гордостью СССР и потому Беломорканал появился на пачке папирос в сравнении со своими иностранными «коллегами». Альтернативная версия Честно говоря, версия с пропагандой на папиросах мне не очень нравится. Потому как… Ну, посудите. Вряд ли просто колхозник или шахтер, достающий в на перекуре пачку «Беломора» знает вот так навскидку, какова длина каналов в Гермнии и Египте, чем они уступают советскому каналу и т.д. На мой взгляд, если бы цель была именно пропагандистская, то под названиями каналов писали бы еще и расстояния в километрах. Типа такого
И сразу понятно всем, от мала до велика, у кого самый длинный канал и кто круче всех :) Слишком грубо? Для пропаганды тех времен - ничуть. Про крутость канала и так все знали? Ну, лишний раз напомнить все равно бы не помешало. Источник