На пачке "Беломорканала" раньше рисовали еще и Суэцкий канал

Jul 24, 2021 01:51

Для начала, старый советский анекдот в тему.

Летит самолет. Один пилот спрашивает у другого: - Слушай, а ты карту местности взял? - Нет… - Эх, ты… Опять придется по пачке «Беломора» лететь.

От автора: Эту шутку поймут те, кто постарше и застал советские времена (а также некоторая часть современной молодежи, использующая «Беломор» чуть по-иному назначению).
Ну, а если вы не поняли, то пачка «Беломорканала» имела (и имеет) вот такой дизайн:


[Spoiler (click to open)]
Как видим, на лицевой стороне изображена карта европейской части СССР, а также Урал, немного Сибири и Европы. Этот дизайн используется с момента появления «Беломора» еще в 1937 году, то есть в этом году легендарной сине-белой пачке исполняется 84 года. Настоящая классика!
Оформление папирос было придумано художником А. Таракановым. Исходя из логики названия, он отметил на карте главные каналы СССР:
Беломорско-Балтийский канал
Канал имени Москвы
Волго-Донской канал

Все эти каналы являются часть единой водной транспортной системы, которая связала Белое море с Каспийским и Азовским.
Благодаря этой системе Москву начали называть «портом пяти морей», потому что из столицы через Москва-реку можно было попасть в Волгу, а из Волги, благодаря указанным каналам, выйти в:
Балтийское море
Белое море
Каспийское море
Азовское море
Черное море

Добавление в список Черного моря, кстати, является весьма спорным моментом. Ведь в Черное можно попасть только через Азовское. А раз так, то в качестве московского порта можно было бы назвать еще и Баренцево море (в него можно через Белое), Северное море (через Балтийское), да и вообще любое другое море в мире.
Ну, это ладно. Число 5, видимо, просто звучит лучше, чем число 4.
Рассказать же хотелось не об этом, а о том, что в годы ВОВ дизайн пачки «Беломора» был несколько изменен (это было единственное его изменение в истории).

Во-первых, с пачки исчез красный шрифт, а во-вторых, карта была взята более общим планом, так, чтобы на ней уместились еще и
Суэцкий канал (Египет)

Кильский канал (Германия)


Как выглядел «Беломор» в 40-е годы

Все три канала, были отмечены чисто схематически, в виде двойных синих полосок без каких либо изгибов.
Для чего был сделан такой шаг?
Считается (но достоверных доказательств этому нет), что такая карта была использована в целях пропаганды.
Для понимания, вопроса, нужно просто посмотреть на характеристики этих трех каналов.
1. Кильский канал
Соединяет Белтийское и Северное море. Грубо говоря, позволяет обойти «аппендикс», на котором расположена Дания (Ютландский полуостров).


Канал был открыт в конце 19 века и для своего времени был достаточно прорывным проектом. Его протяженность - 98 километров

2. Суэцкий канал
Связывает не просто Красное море со Средиземным, а гораздо шире - Индийский океан с Атлантическим, или еще шире - Восток с Западом.


Грандиозность каналу придает, прежде всего, его географическое положение, а также протяженность - целых 160 километров (что почти в 2 раза больше, чем у германского проекта).

3. Беломорско-Балтийский канал
Соединяет Белое и Балтийское моря через Онежское и Ладожское озера.


В 40-е годы 20 века это был самый длинный канал в мире - целых 227 километров! То есть, он был длиннее Суэцкого канала в 1,5 раза, а Кильского - более чем в 2.

Кроме того, сильно различались и сроки строительства. Сравните:

Кильский канал строили 8 лет (грубо говоря, 1 километр строили за 1 месяц)
Суэцкий - 10 лет (1 километр за 22 дня)
Беломорканал - ЗА 1 ГОД И 9 МЕСЯЦЕВ
То есть советский канал возводился с абстрактной скоростью 1 километр за 2,5 дня!

Естественно, такая стройка являлась гордостью СССР и потому Беломорканал появился на пачке папирос в сравнении со своими иностранными «коллегами».
Альтернативная версия
Честно говоря, версия с пропагандой на папиросах мне не очень нравится. Потому как…
Ну, посудите. Вряд ли просто колхозник или шахтер, достающий в на перекуре пачку «Беломора» знает вот так навскидку, какова длина каналов в Гермнии и Египте, чем они уступают советскому каналу и т.д.
На мой взгляд, если бы цель была именно пропагандистская, то под названиями каналов писали бы еще и расстояния в километрах. Типа такого


И сразу понятно всем, от мала до велика, у кого самый длинный канал и кто круче всех :)
Слишком грубо? Для пропаганды тех времен - ничуть. Про крутость канала и так все знали? Ну, лишний раз напомнить все равно бы не помешало.
Источник



СССР

Previous post Next post
Up