Впервые увидела фото и услышала про Кудемскую узкололейную железную дорогу из репортажа в живом журнале, где говорилось, что в рейтинге журнала Forbes "Самые интересные железнодорожные маршруты мира" Кудемская УЖД оказалась на первом месте.
И это завораживающее фото kamelopardalis, побывавшего там осенью.
Свое начало дорога берет от Северодвинска, и от станции Водогон уходит в тайгу на десятки километров, через топи, реки и озера. Дорогу строили заключенные в послевоенные годы, прокладывая путь к лесозаготовкам. Сейчас официально действует всего 35 километров дороги, до станции Белое Озеро, мост через Урзугу полуразрушен, и в поселок Палозеро можно попасть только на двух колесах, пешком или на экзотическом виде транспорта - дрезине. А дальше - рельсы висят в воздухе над темной болотной водой, шпалы давно сгнили...
Так близко, так красиво и притягательно и еще и в рейтинге Forbes? Особенно привлекает, конечно, то, что на машине туда не доехать. А на велосипеде запросто. Может и не очень запросто... но 100-километровый МТБ-марафон до Белого озера наш велоклуб проводит регулярно, правда, с увеличенным лимитом времени и от Северодвинска, от Архангельска нужно добавить вторую сотню километров.
Мост в Шихирихе и памятник велосипеду на Паранихе в Северодвинске. Памятников велосипеду в городе несколько, и это оправдано - пожалуй, это самый велосипедный город северо-запада России
У меня не МТБ, а гибрид с полусликами и жесткой вилкой... У него даже имя есть - Тёма, и фамилия - Шкода :) (Author Tema пр-ва Skoda)
Ехала и слышала его голос - куда ты меня опять тащишь? Я был рожден для другой жизни... легких европейских шоссе... ровных асфальтированных велодорожек и городских парков. Я не хочу таскать пятнадцать килограммов в багажнике, быть всегда грязным и скрипеть всеми частями тела, хочу корзинку на руль и в нее цветочки! А приходится ездить по песку, негрейдерованным грунтовкам и того хуже - по железной дороге! Обе педали обломались о шпалы! А тут еще на колесо стекло от бутылки наделось, вообще нарочно не придумаешь :)
Тропа вдоль узкоколейки накатана мотоциклами, узкая песочно-колейная - и это, пожалуй, единственная, но очень протяженная велодорожка в области :) Трафик большой, встретились несколько мотоциклов, несколько велосипедов и две дрезины. Дрезины мчатся с большой скоростью и издалека слышным лязгом и грохотом. Интересно, а если они встретятся? Дрезина весит наверное килограммов 200-300, стащить и потом водрузить ее обратно на рельсы одному та еще задача. За мостом через Урзугу как раз в кустах стояла "пионерка", слышали, как рыбак затаскивал ее на рельсы и потом уехал на ней еще дальше в сторону Палозера.
Даже в 15 километрах от последней населенки можно найти грузчиков :)
Узкоколейка идет по болотам и топям на 100 километров вглубь тайги, сколько же труда было ее построить, сделать выторфовку и отсыпать песком несколько метров высоты. Песок возможно и непривозной - рядом с железкой песчаные карьеры. Интересный местами рельеф - дорога в подрезанном песчаном холме с высокими соснами, а с другой стороны от рельсов уже верховое болото, заросшее пушицей, сфагнумом, андромедой и морошкой. И проглядывающие сквозь березняк синие озера.
Тёма меня не подвел и довез до конца условного маршрута (я скачала трек веломарафона). Что там в конце, я не знала, мечталось об озере, романтичном закате и купании. Правда, для этого должно было быть теплее градусов на десять и не в белые беззакатные ночи. Озера не было. Зато были полчища комаров, мошки, клещей и муравьев. Еще была цветущая жимолость и княжик (клематис), княжик я видела первый раз в жизни, хотя он в наших лесах встречается. Еще глубокая и бурная, почти как горная, река Урзуга и полуразрушенный мост через нее. Я даже перейти его не смогла - страшно.
Ночью мне снились кошмары - как будто под днищем палатки бегает скорпион с выставленным вверх жалом. Оказалось, что в спальник проникли большие лесные муравьи и страшно искусали все ноги. А из-за комаров невозможно остановиться даже на пару минут - нужно постоянно двигаться, причем на приличной скорости - остановишься, и через минуту тебя обнаруживают.
В поселке Белое Озеро - это последняя станция, куда ходит "кукушка" - обнаружился парк старой техники и стоящий на путях поезд из трех вагонов - один из них построен в Камбарке в 2013 году, два старых с печками - и двух открытых платформ-обрешеток со скамьями. Состав как иллюстрация век 21... век 20... век 19...
Из-за плачевного состояния моста через Урзугу до поселка Палозеро можно доехать только на дрезине-пионерке, даже в Википедии написано "доступна только для частного транспорта". Позабавили фонарные столбы с выключателями на каждом :) Перевод стрелок путей, само собой, ручной. "Пионерки" стоят почти у каждого дома вдоль дороги, разной степени мобильности и разобранности. Видели дрезино-такси, везущее в город народ в отсутствие поезда, который ходит три раза в неделю и ночует на станции.
В поселке есть магазин, спросила у встреченного местного жителя, но идти туда он нам не посоветовал - "Там все пьяные. И злые". Воскресное утро, чоуж :)
Эту дрезину я назвала Чебурашка, правда, похожа?
Колодец с холодной вкусной водой и озера с такой же холодной...
Обратный путь был сложнее, тяжелый участок вначале, и только последние 30-40 километров по асфальту. Тем более было уже понятно, что предстоит преодолеть. И все равно хочется еще.
А закаты на Белом море такие...