ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ О ШКОЛЕ

Apr 15, 2023 14:25



- Как дела?
- Хорошо.
- Что сегодня будем разбирать?
- Историю, русский и математику.
- О, много. Сориентируй меня, что из этого прямо обязательно надо обсудить, потому что "горит"? Чтобы мы точно успели.
- Так совсем срочного ничего нет, я просто хотела поговорить, чтобы потом сложностей не было.
О, это хорошо. В начале и середине года, пока шла адаптация к 5 классу новой, сильной школы, обычно были "горящие" вопросы. И вообще, то, что человек приходит с вопросами - это очень важный результат нашей предыдущей работы. У среднестатистического школьника вопросов по школьным предметам нет. Умение найти непонятное и сформулировать вопрос - признак очень хорошего уровня ученика.
- С чего начнем?
- С истории.
- Ну давай, слушаю.
- А вот мне интересно, зачем нам объясняют про Древний Рим сравнивая его с Древней Грецией?
- А почему тебя это удивляет?
- Я не понимаю, зачем сравнивать. Мы могли бы просто учить, что в Древнем Риме все так, так и так.
- А что вы сравниваете, дай мне примеры, - а сама начинаю думать.
- Ну вот театр, например, - и показывает конспект, где кратко написаны главные отличия. А дальше там еще много таких пунктов, которые были аккуратно записаны на уроке, а теперь их нужно выучить.

Хороший вопрос, между прочим. Как бы вы ответили? ;)

Я не историк, но в школе историю учила. Думаю. Надо ж сначала самой понять, зачем так делают:

"Так, сравнение - это операция мышления. Когда мы делаем сравнение, мы выделяем признаки, по которым два объекта или явления похожи, и те, по которым они различаются. Если говорить об историческом процессе, то можно отследить как развивалось то или иное явление. Например, театр. И можно смотреть как менялся и развивался театр с течением времени до наших дней. И также и все остальные явления. Получается, что обучают историческому мышлению и мышлению в принципе на примере изучения истории. По крайней мере, так оно задумано. Но кто бы это детям объяснял, эх!"

Заодно подгружаю из памяти то, что помню про Древний Рим и Древнюю Грецию. Ну азы помню. Сейчас с удовольствием бы погрузилась подробнее. Где бы на все время взять, а?)

Как могу, на примерах, объясняю это моей ученице. Заодно показывая связи между предметами. Например, между историей и математикой. Упоминаю, что мир у нас один, а разные науки лишь позволяют рассмотреть подробнее и глубже каждый аспект, но потом все надо снова соединять. Не этими словами объясняю, простыми и на примерах.

Разговор наш течет дальше, и слышно мне, что все эти вопросы еще не главные, другое что-то волнует девочку. И вот же он, главный вопрос:
- А почему нас не учат так, чтобы мы все хорошо знали?!

А их, действительно, так не учат. Я вижу много странных моментов, например:
- Дают под запись много фактов, это надо просто учить, чтобы ответить. Обдумать дети не успевают. Понять вообще ничего не успевают.
- На естествознании дают материал с большим опережением, дети вообще не понимают ничего. При этом быстро пробегают тему за темой. Это очень плохо для мышления и формирования первого впечатления о науках.
- Контрольные работы не дают даже сфотографировать, чтобы дома разобрать. Это прямо противоречит принципам обучения: человек не имеет возможности разобраться со своими ошибками, обдумать, сам или с помощью освоить непонятое.

И знаете, я уже давно далека от того, чтобы кого-то обвинять или кричать: "Смотрите, что же это делается!" Потому что пользы не вижу. Потому что учила историю, учитель у меня года 3 был отличный, и научилась понимать, что есть исторический процесс. И если у нас сейчас такая школа, то у нас сейчас такая школа. Вопрос в том, что лично мы хотим с этим делать. И, кстати, посмотреть как с течением истории менялось понятие школы тоже очень интересно и расширяет взгляд на ситуацию. О чем и говорю ученице:

- А ты знаешь, что слово "школа" появилось в уже знакомой тебе Древней Греции и означало оно "место для беседы"?
- Да-а-а? - удивление в глазах.
- Да. Люди приходили беседовать с философами об интересующих их вопросах. Об устройстве жизни.
- Вот это да! Вот бы и нам так!
- Ну, кстати, наши с тобой встречи я стараюсь построить по принципу тех школ. Видишь, сколько тысяч лет прошло, а некоторые принципы и сейчас отлично можно использовать. И, смотри, мы сейчас занимаемся сравнением школы в Древней Греции и сейчас - я все еще держу в фокусе внимания вопрос, с которого мы зашли в беседу.

Это я еще не упоминаю, что сократический диалог - мой любимый прием в обучении, тоже родом оттуда же, из Древней Греции. Об этом как-нибудь потом:) А сам диалог продолжаю, так как остался еще нераскрытым вопрос, почему же их не учат хорошо.

- А кто, по-твоему, заинтересован в том, чтобы ты получила хорошее образование?
- Родители и школа!
- Родители - да. Но они все для этого сделали: ты ходишь в одну из двух лучших школ города, занимаешься со мной, ходишь на другие занятия. С родителями все в порядке, согласна?
- Ну... да.
- Теперь смотрим на школу. Почему ты думаешь, что чужие тебе люди заинтересованы больше тебя в том, чтобы ты вышла из школы хорошо образованной? Зачем им это?

Глянула, какого размера получился пост и решила, что пока закруглюсь, а в следующем посте продолжу. Мы ж об этом очень интересно, по-моему, поговорили. А пока буду рада вашим комментариям. Готова к обсуждению детских вопросов. Что бы вы сказали?
Previous post
Up