Про ошибки.

May 22, 2018 13:05


ПРО ОШИБКИ.
Работаю с ученицей. При повторении изученного обнаруживаю, что кой-какие базовые правила еще не усвоены. Начинаем разбирать тему заново. Задаю вопросы по темам, которые уже подробно разбирали, обсуждали, точно не один раз. Первое, что пытается сделать человек - это начать листать тетрадку, где "было записано". Не вспомнить, а сразу глянуть записи.

Останавливаю. Прошу поискать у себя хоть какие-то кусочки информации на нужную тему. Вот прямо так себя и спросить: "Что я помню о _________(тема, по которой нужно вспомнить)". Далее прошу "выгружать" это все. Выписываю на доску. Получается картинка из разрозненных кусочков паззла. Предлагаю на них посмотреть и предположить, какой же правильный ответ по обсуждаемой теме?

Снова испуг в глазах, нерешительность, попытка опереться на меня прежде, чем дать ответ. Знаете, такой разговор с учителем полунамеками, чтобы учитель продолжил как правильно. Не поддерживаю такой разговор, так как этап первого знакомства, а потом и более подробного рассмотрения темы, уже пройден. Да, ученица подзабыла о чем речь, но она работала с этим материалов, и для нее во много раз полезнее сейчас самой сделать предположение.

Если оно неверное, то во-первых я пойму, что именно мне нужно объяснить и проработать с ней, во-вторых, во время такой самостоятельной попытки мозг работает в активном режиме, ищет решение, а это то, что и нужно при настоящем обучении. Ученик должен быть активен в процессе. Должен быть соучастником, а не потребителем. Только так возможно усвоение, присвоение себе результатов учебного процесса.

Ну и не забываем, что возможен вариант, что ученик даст верный ответ. Так как где-то в памяти уже есть эта информация, как сложить кусочки паззла. Возможно, что ученик сам на этот раз дойдет до правильного ответа. И тогда - ощущение инсайта, победы. То самое ощущение, ради которого учатся те, кто любит учиться. Когда кусочки паззла складываются в картинку, и это красиво, это логично и стройно, это ВАУ! Если я вижу, что ученик/ученица потенциально готовы к такому прорыву, то я не буду той, кто украдет у них эту победу и будничным голосом расскажет, как же правильно в данном случае.

А еще я говорю ученице, что бояться сделать ошибку не нужно. Потому что учеба отличается от работы тем, что на работе главное дать качественный результат в виде какой-то продукции и получить за это вознаграждение. А в учебе мы движемся от одной ошибки к другой. И ошибки - это наши ориентиры: что нужно разобрать подробнее, какая информация труднее усваивается, где нужно вернуться назад и еще раз поработать над темой. И вознаграждением в учебе является ПОНИМАНИЕ, тот самый инсайт, о котором я писала выше, а не правильно выполненное упражнение и похвала "молодец" за него от учителя или от самого себя.

Разрешить себе делать ошибки, действительно учиться на них - для продуктивной учебы это просто необходимо. А моя, учительская роль в этом - быть на стороне ученика, идти по этому пути с ним, как мама, которая терпеливо помогает малышу научиться ходить, но потихоньку начинает "забывать" дать ему ручку, а когда малыш больно падает - дует на ранки и мажет их зеленкой, а потом снова отпускает его пробовать ходить. Пока не настанет время, что можно будет уже не оглядываться, так как малыш уже ходит не хуже мамы :)
Previous post Next post
Up