Учиться - это что делать-то на самом деле?

Dec 21, 2016 11:49




Ко мне приходят дети (чаще), а иногда уже и не дети. Чтобы учить английский язык. Но этот пост, скорее, будет интересен родителям детей, которые учатся в младшей и средней школе. Пишу о том, что наболело.

Итак, дети приходят учиться. Ага. А что значит учиться? Думаете, это очевидно, да? А вот и нет!

Результат же процесса обучения очень сильно зависит от того, понимает ли человек, что и зачем мы с ним делаем. Объясню на простом примере мытья посуды. Если мы знаем, что значит мыть посуду, то посуда в результате наших действий будет чистая. А если мы будем думать, что главное лить воду, возить тряпочкой по тарелкам и переставлять тарелки из раковины на сушку, то результат будет, хм, разным. И будет сильно зависеть от того, насколько грязной была тарелка до того, как ее взялись мыть.


Так вот, если некоторые старшеклассники и взрослые нашли для себя хотя бы частично ответ на вопрос что значит учиться (а видно это по результатам их обучения), то дети в начальной и средней школе по моим оценкам в 98% случаев понимают что учиться это:

1. Приходить на урок.
2. Слушать то, что объясняет учитель.
3. Кивать, что все понятно, когда прозвучали знакомые слова, а ты их слышал.
4. Прилежно записывать все, что сказал учитель.
5. Прилежно читать в учебнике то, что сказал учитель.
6. С прилежанием браться за выполнение заданий.
7. На вопрос учителя отвечать, стараясь повторить те самые слова, которые учитель говорил, или которые в учебнике прочитал.
8. Написать контрольную, а затем: посмотреть, какая оценка; обрадоваться, если "5" или "4"; огорчиться, если "3" и "2"; закрыть работу.
9. Постараться в следующий раз лучше запомнить все правильные ответы или решить, что это невозможно и понять, что у меня нет способностей к этому предмету.
10. Продолжать выполнять перечисленные пункты, выбирая подходящие к ситуации.

Важно! Никогда не задавать учителю вопросов по существу предмета. Можно только спросить, сколько клеточек отступать и чем подчеркивать: карандашом или ручкой?

Только, увы, эти действия только имитируют учебу, и результаты мы имеем похожие на те, что были при имитации мытья посуды.

А что на самом деле надо делать? Давайте разбираться.

Посмотрим, какое определение слова "учиться" дает словарь. Учиться - это усваивать какие-либо знания, умения, навыки. Второе значение слова "учиться" - быть учащимся какого-либо учебного заведения. С учебным заведением все понятно, это формальный признак, здесь дети легко понимают, что раз они ходят в школу, то они учатся. Однако, когда родители приводят детей ко мне, например, они же ожидают не только, что дети будут посещать мои занятия, но и того, что у детей появятся те самые знания, умения и навыки в английском языке. Значит, нас более интересует первое значение слова "учиться"

А что значит "усваивать какие-либо знания, умения и навыки"?

Знания - это то, что мы можем рассказать (правила, законы, формулы, факты и т.п.).
Умения и навыки заключаются в применении знаний на практике, в обстановке реальной жизни или контрольной, экзамена, если мы говорим об английском языке.
Навыки - это умения, доведенные до автоматизма, буквально выведенные на бессознательный уровень. Т.е. мы что-то настолько хорошо умеем делать, что не думаем об этом действии во время его выполнения. Это как уметь водить машину, но все время быть вовлеченным в этот процесс - так обстоит дело у начинающего водителя. И вести машину, а одновременно вести беседу с пассажирами, иногда даже перекусывать по дороге и т.д. Я знаю, что это делать не рекомендуется, но кто ж выполняет все правила?
:)

Осталось выяснить, что значит "усваивать"? Смотрим в корень слова. Корень - "свой". Т.е. усваивать - это делать своим. Имеет ли ученик, который действует так, как я описала в начале своей статьи, целью сделать что-то своим? Нет, почти никогда, исключения редки и их я сейчас не рассматриваю. Хотя, они есть, я знаю. Своим ребенок ощущает только время, которое у него отнимают на все эти странные занятия типа "послушай учителя" и далее по списку. Потому то он и норовит использовать это время по своему усмотрению: помечтать, поболтать с соседом по парте, порисовать и т.д.

Теперь пройдемся по уже знакомому списку действий школьника на уроке и посмотрим, а как же можно иначе:

п. 1 Приходить на урок - да, так или иначе, без этого формального действия не обойтись.

п. 2 Слушать то, что объясняет учитель - да. Во время слушания стараться представить все, о чем учитель говорит. Если это правила и формулы, то сразу думать, а как это будет в живой фразе (если мы говорим об английском), а как это можно сказать. Если получается все представить, составить фразу - отлично. Если нет - подумать, что нужно уточнить, спросить и, или задать вопрос сразу или записать его кратко на листочке, чтобы задать позже либо этому учителю, либо тому, кто может помочь (родители, репетитор, старшие брат-сестра и т.д.) или подумать самому, поискать информацию в интернете. Да, это нелегко, с хорошим учителем лучше всего, конечно. Однако, увы, в реалиях школы часто оказывается, что задавать вопросы, мягко говоря, нежелательно. Думаю, не надо объяснять почему, все в школе учились. Это и учитываем.

п. 3 . Кивать, что все понятно, когда прозвучали знакомые слова, а ты их слышал. Кивать не обязательно. Лучше заниматься тем, что описано в п. 2.

п. 4. Прилежно записывать все, что сказал учитель. Записывать, одновременно обдумывая эту информацию, как описано в п. 2.

п. 5. Прилежно читать в учебнике то, что сказал учитель. Да, читать, прилежание изображать необязательно, лучше обдумывать информацию, как описано в п. 2.

п. 6. С прилежанием браться за выполнение заданий. Просто браться, желательно после прояснения непонятных мест из объяснения или самостоятельного прочтения материала. Во время выполнения заданий сверяться с теорией, которую объяснили. Много раз сверяться, смотреть, совпадают ли правила и реальность (упражнения). Будут возникать вопросы. Много. Разные. Задавать. Или запоминать и задавать там, где это безопасно и есть надежда получить ответ.

п. 7. На вопрос учителя отвечать, стараясь повторить те самые слова, которые учитель говорил, или которые в учебнике прочитал. Отвечать. Теми же словами, только если учитель по-другому не желает засчитывать ответ. Но, главное, понимать, что говоришь. Т.е. быть готовым объяснить другими, более простыми словами тому, кто с этой темой еще не знаком. Проверка понимания - можешь объяснить другому, желательно довольно маленькому, лет шести-семи человеку.

п. 8. Написать контрольную, а затем: посмотреть, какая оценка; обрадоваться, если "5" или "4"; огорчиться, если "3" и "2"; закрыть работу. Посмотреть оценку, если «5», сказать себе: «хорошо, я иду верным курсом», любая другая оценка: посмотреть и запомнить (или выписать) все ошибки. Ошибки проанализировать, т.е. понять, почему они случились. Маленьким детям должны помогать в этом взрослые, конечно. После анализа ошибок, еще раз рассмотреть материал, который, видимо, до конца не понят или не усвоен надежно. Могут обнаружиться новые «слои» информации, которые в первый раз было невозможно заметить, т.к. не хватило внимания на все детали.

пп. 9 и 10 не выполнять вообще.

Важно:
- Задавать любые вопросы, возникающие по ходу знакомства с новой информацией. Но только безопасному взрослому, который за вопросы не ругает, а хвалит.
- Любить ошибки - без них обучение невозможно. Если нет ошибок, то нет и научения новому.
Использовать оценки, как маркер, верным ли путем двигаюсь или сбился. Если сбился - просто посмотреть, в какую сторону и выходить на верный путь, а не горевать по поводу плохой оценки. Ну, это, в первую очередь, родителям, конечно.

Я своим ученикам вообще оценок не ставлю. Задание может быть или сделано, и тогда оно сделано. Или - нет, и тогда его нужно сделать:)

Тема, конечно, не исчерпана. Буду продолжать. Особенно интересно рассматривать на примерах. Буду рада отвечать на вопросы, обсуждать.

Previous post Next post
Up