Павел Троицкий: "Краткая новейшая история РПЦЗ" (часть 3)

May 01, 2017 14:00

2001, 5/18 октября - «Заявление Первоиерарха, Митрополита Виталия [Устинова] Архиерейскому Собору РПЦЗ», указывающее, что «Собор, имеющий открыться 23 октября 2001 года, нельзя назвать иначе, как собранием безответственных». Также заявлено: «Я полностью отвергаю и осуждаю какое бы то ни было сближение и дальнейшее соединение со лже-церковью - Московской Патриархией… Снимаю свою подпись… под обращением к сербскому Патриарху Павлу… под согласием образовать комиссию по созданию сношений с Московской Патриархией».

2001, 23 октября - начало внеочередного Архиерейского Собора РПЦЗ, где новым первоиерархом избран архиепископ Лавр (Шкурла).

2001, 25 октября - митрополит Виталий покидает заседания Собора в Нью-Йорке и уезжает в Свято-Преображенский скит РПЦЗ под городом Мансонвиль в Канаде.

2001, 14/27 октября - «Чрезвычайное заявление» митрополита Виталия, «категорически осуждающее… действия нынешних участников «разбойничьего собора», на котором я отказался присутствовать». Также заявлено: «Снимаю, в согласии с Пар. 34-м Положения о РПЦЗ, свою подпись о своем добровольном уходе на покой и передаче моих полномочий архиепископу Лавру… В случае непредвиденных обстоятельств, временно нести полномочия Заместителя Первоиерарха РПЦЗ… завещается Епископу Каннскому Варнаве».

2001, октябрь - интронизация «разбойничьим собором» в митрополиты архиепископа Лавра. Лояльный ответ ньюйоркцев на «Братское послание» МП. Соборные решения «лавровцев», подтвердившие новый курс их синода на сближение с МП, взятый на Архиерейском Соборе 2000 г.

2001, ноябрь - захват в Св.-Преображенском скиту митрополита Виталия лавровским епископом Михаилом [Донсковым] Торонтским при помощи полиции для произведения над Первоиерархом психиатрической экспертизы, чтобы объявить его недееспособным, но эксперт подтверждает дееспособность старца-предстоятеля. Хиротония владыкой Виталием и архиереями клириков: Сергия (Киндякова) - в епископа Сергия Мансонвильского, Владимира (Целищева) - в епископа Владимира Сакраментского, Варфоломея (Воробьёва) - в епископа Варфоломея Гренадского.

2001, 23/5 ноября - указ митрополита Виталия о возвращении первоначального юридического «названия нашей Церкви… - Русская Православная Церковь в Изгнании» - РПЦИ, о том, «что все так называемые «лишения санов», «запрещения», «заявления», «определения» и проч. со стороны захвативших власть в Синоде отступников считаются недействительными».

2001, 7/20 ноября - «Заявление Архиерейского Синода РПЦЗ», что «наша Церковь должна именоваться по-прежнему Русской Православной Церковью Заграницей». Фактическое разделение былой РПЦЗ на РПЦЗ(В) - под омофором митрополита Виталия и РПЦЗ(Л) - под началом архиепископа Лавра.

2001, 9/22 ноября - попытка анафематствованного Первоиерархом бывшего еп. Михаила [Донскова] Торонтского РПЦЗ(Л) при помощи частных наёмников насильно увезти митрополита Виталия из скита под Мансонвилем в Нью-Йорк.

2001, 16/29 декабря - «Резолюция Пастырского Совещания канадского и американского духовенства по вопросу о прекращении евхаристического общения с Митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном [Куцумбасом]»: «Мы подтверждаем своими подписями Пункт 2-ой Заявления Архиерейского Синода нашей Церкви за № 7/01/M от 26 октября/8 ноября 2001 г., в котором говорится: «В согласии с постановлением Архиерейского Собора РПЦЗ 1974 г., О прекращении необдуманно установленного Собором РПЦЗ в 1994 г. евхаристического общения с Синодом Противостоящих под Председательством Митрополита Оропосского и Филийского Киприана, из-за его неправославного учения о Церкви (о больных и здоровых членах Церкви в области “правильного понимания веры”) и признания Таинств новостильников действительными (см. Митр. Киприан «Экклисиологические тезисы», с. 2 и 5)».

2002, 25 декабря/7 января - «Рождественское Послание и Духовное Завещание Первоиерарха РПЦЗ(В) митрополита Виталия», в котором указано: «Никогда не приобщайтесь к Московской Патриархии, которая была создана КГБ. Никогда не переходите в Московскую Патриархию, которую никак нельзя назвать Церковью. Русская Православная Церковь Зарубежом есть истинная Церковь Христова, только в Ней пребывайте, исповедуйтесь, причащайтесь, крестите ваших детей, ибо это есть настоящая, Неподдельная Российская Церковь».

2002, январь - создание Синода РПЦЗ(В) в составе: Первоиерарх Митрополит Виталий (Устинов), Заместитель Первоиерарха Архиепископ Каннский и Европейский Варнава (Прокофьев), Архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь (Журбенко), Епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко), Епископ Мансонвильский Сергий (Киндяков), Епископ Сакраментский Владимир (Целищев), Епископ Гренадский Варфоломей (Воробьёв).

2002, 26 февраля/11 марта - письмо митрополита Виталия архиепископу Одесскому и Тамбовскому Лазарю [Журбенко], указывающее: «Бог да благословит Вам совершать хиротонии новых епископов. Вам надлежит создать свой Архиерейский Синод, который был бы в согласии с нашим Арх. Синодом… Будем с Россией единомысленны и единодушны при разных церковных администрациях».

2002, 4-5/17-18 апреля - расширенное Епархиальное собрание Одесско-Тамбовской и Черноморско-Кубанской епархий в г. Воронеже, заявившее: «…2.4. В соответствии с последним распоряжением Митрополита Виталия (от 11 марта 2002г.) о создании церковно-административного управления в России… мы признаем Архиепископа Лазаря старшим из Российских Архиереев, остающегося с правами Председателя Архиерейского Совещания в России… 2.8. Считаем необходимым в ближайшее время наладить канонический Церковный Суд для нормализации церковной жизни в России и укрепления церковной дисциплины». Также высказано утверждение, что «духовный центр нашей Церкви явно возвращается в Россию». Это вполне естественный шаг. Если для клириков РПЦЗ служащих вне России вхождение в МП не представляет явной опасности, то для их российских собратьев это полнейшая катастрофа. Особенно, для тех, которые хиротонисаны для службы в России. А ведь такие рукоположения Московская Патриархия не признавала. Значит, российским клирикам придётся либо влиться непосредственно в Московскую Патриархию, которую, они сравнительно недавно не без причин покинули, либо искать себе место служения вне России. А многим клирикам вовсе необходимо будет перерукополагаться. Впрочем, до этого конечно, не дойдёт, и мастера компромиссов найдут для всех приемлемый неканонический выход. Российская часть РПЦЗ хорошо знает и канонические отступления в МП и нравы некоторых архиереев и клириков и поэтому, естественно, настроена по отношению к московской церкви более решительно

2002, 7/20 апреля - Архиерейское Совещание Северо-Американских Преосвященных РПЦЗ(В) с участием духовенства во главе с митр. Виталием, постановившее, что без решения Архиерейского Собора «никакой отдельной церковной администрации в России образовано быть не может», так же, как и совершение архиерейских хиротоний. Архиерейский Собор РПЦЗ(В) назначен на 21 августа/3 сентября 2002 года.

2002, 23 мая/5 июня - интервью архиепископа Германского и Берлинского Марка [Арндта] РПЦЗ(Л) московской газете «НГ-религии», заявившего о ближайших планах в сближении с МП: «Далее было бы правильно… продолжить работу комиссий, которые могли бы встречаться и обсуждать вопрос, например, о присутствии в качестве наблюдателей на Соборах двух Церквей… В отдаленной перспективе это могла бы быть форма сосуществования, а в дальнейшем - общение в той форме, которую предначертал уже Патриарх Алексий II… Необходима какая-то модель признания друг друга, которая постепенно переходила бы в форму автономии… Православная епархия в Латвии получила автономию, тогда тем более Зарубежная Церковь, которая составляет одно целое с РПЦ, должна сохранить свое лицо, свои особенности». Мы видим, что в лице некоторых представителей лавровцы, или каких их ещё называют красочным эпитетом: «шкурловцы», уже готовы к сдаче, но мечтают об автономии, потому что им вероятно хорошо известны МП-шные порядки.

2002, 15/28 июля - происходит знаменательное событие: решение российских Архиепископа Лазарь (Журбенко) и епископа Вениамина (Русаленко) РПЦЗ(В) принимают решение о хиротониях новых епископов, ссылаясь на письмо митрополита Виталия от 26 февр./11 марта 2002 г. «Бог да благословит Вам совершать хиротонии новых епископов. Вам надлежит создать свой Архиерейский Синод, который был бы в согласии с нашим Арх. Синодом». Получив в распоряжение такую замечательную бумагу, значительная часть РПЦЗ на территории России, не желающая подчиняться ни «В», ни тем более «Л», не откладывая столь важного дела в долгий ящик, проводит в Воронеже 4-5 (17-18) апреля 2002 года расширенные собрания двух епархий (формулировка-то какая!) и, не смущаясь, мягко сказать, отсутствием канонических оснований, уже с 5 августа по 18 августа совершает 4 архиерейские хиротонии. Подобные действия могли быть порождены только заболеванием самой тяжёлой формой православного папизма. Подумать только основанием для автономии является письмо «главы» церкви безо всякого обсуждения с СОБРом епископов! Ответ следует немедленно: «Потому, что есть основания думать (прил. 1), что письмо к вл. Лазарю, за подписью Митрополита Виталия, на котором выстроены все деяния Воронежского совещания, есть фальшивка. Если же не так, то Владыку Митрополита кто-то позорным образом побудил согласиться с предложенным ему документом, не имеющим никакой силы по вопросу всецерковного характера», - заявляет архиепископ Варнава [Прокофьев]. «О таком письме мне приходится слышать впервые. На мой взгляд, это является фальшивкой и провокацией, потому что вопрос об административном положении в России входит в компетенцию только Архиерейского Собора (а не отдельного епископа даже в сане Митрополита), о чем неоднократно говорил сам Митрополит Виталий», - пишет одному зарубежному журналисту епископ Владимир.

И совершенно справедливо постановление Архиерейского Совещания Cеверо-Американских Преосвященных от 20 апреля 2002 года: «Несмотря на то, что Высокопреосвященнейший Митрополит Виталий дал своё личное согласие, решение о создании церковной администрации в России находится в ведении всего Архиерейского Собора. До и вне соборного решения, вопреки Правилу 34-му Святых Апостолов, т.е. в силу своей неканоничности, никакой отдельной церковной администрации в России образовано быть не может. Следовательно, и архиерейские хиротонии в России могут совершаться только по решению Архиерейского Собора РПЦЗ». Справедливо… От прочтения этих строк становится и грустно и смешно. Митрополит Виталий, выйдя в какой-то момент из-под контроля, написал несколько строк, которых, видимо, от него добивались заинтересованные лица. Среагировав на утечку слишком поздно, окружение митрополита Виталия вспоминает о канонах. Отсюда мы видим, что вся жизнь РПЦЗ (В) строиться теперь на балансировании между папизмом и канонами. Для российских членов в данный момент выгоднее папизм и они просто плюют на соборное решение и продолжают жить автономно. Их зарубежные собратья, впрочем, тоже редко обращаются к канонам 6 им не зачем: в их руках находится сам митрополит. И вот уже запрещается сам архиепископ Варнава, в недавнем прошлом неутомимый борец с лавриотами и гневный обличитель российских раскольников. Несдержанный архиепископ имел неосторожность поссориться со своим клириком, который по какой-то причуде одновременно являлся и секретарём витальевского Архиерейского собора. И секретарь моментально разобрался со своим епархиальным секретарём, действуя по старинной методике: повернись избушка ко мне лицом, а к лесу задом, и добился запрещения архиепископа Варнавы. Причём последний узнал об этом, конечно же, только из указа. До таких мелочей как Церковный Суд, собор, просто разбирательство теперь уже в РПЦЗ (В) никто не нисходит.

2002, 23 июля/5 августа - «архиерейские хиротонии» иеромонаха Дионисия (Алферова) во «епископа Боровического» (Новгородская область), 24 июля/6 августа - архимандрита Иринея (Клипенштейна) во «епископа Бурненского» (Казахстан), 1/14 августа - игумена Гермогена (Дуникова) во «епископа Жлобинского» (Белоруссия), 5/18 августа - иеромонаха Тихона (Пасечника) во «епископа Шадринского» (Сибирь).

2002, 7/20 августа - письмо Первоиерарха РПЦЗ(В) митрополита Виталия архиеп. Лазарю [Журбенко] и еп. Вениамину [Русаленко], «что эти хиротонии являются неканоничными... Как вам известно, вопросы хиротоний новых епископов, их титулов и учреждений новых епархий могут решаться только на Архиерейских соборах».

2002, 8/21 августа - «Определение архиереев РПЦЗ (В) (Митрополит Виталий, Архиепископ Варнава, Епископ Сергий, Епископ Владимир, Епископ Варфоломей) относительно хиротоний, совершенных архиепископом Лазарем и епископом Вениамином», «что не приемлют ни этих антисоборных хиротоний, ни принудительных мероприятий для предоставления такой автономии».

2002, 1/14 ноября - Указ митр. Виталия и архиеп. Варнавы в связи с появлением интернет-узла «Церковные ведомости», «созданном при архиепископе Лазаре», где «список с недопустимым сочетанием архиереев Русской Православной Церкви Заграницей с Преосвященными Лазарем и Вениамином и незаконно хиротонисанными ими четырьмя священнослужителями. Преступая церковные правила, действуя без малейшего сознания о своей виновности, последние создали искусственную церковную организацию и тем самым вводят в соблазн и заблуждение нашу боголюбивую паству».

2002, 12/25 декабря - появление Открытого письма протопресвитера Виктора Мелехова, назвавшегося «секретарем РПЦИ» [Русской Православной Церкви в Изгнании, т. е. РПЦЗ(В)], и протоиерея Иосифа Сандерленда: «Французская» экклисиология и падение РПЦЗ», - упрекающее РПЦЗ - РПЦЗ(В) «в отступлении от православной экклисиологии и распространении в ней обновленческой экклисиологии».

2002, декабрь - Указ епископа Сакраментского Владимира протоиерею Иосифу Сандерленду об отстранении его от исполнения обязанностей благочинного за «поддержку узурпации Церковной власти и организации бунта против Священноначалия РПЦЗ со стороны пр. Виктора Мелехова».

2003, 30 декабря/12 янв. - Заявление митр. Виталия, архиеп. Варнавы, еп. Сергия в связи с самозванством пр. В. Мелехова на должность секретаря РПЦЗ(В): «Ввиду неопределенности, создавшейся в связи с различными сообщениями в интернете касательно должности Синодального секретаря в Русской Православной Зарубежной Церкви под омофором Его Высокопреосвященства Митрополита Виталия, мы сочли необходимым напомнить, что с 23 октября/5 ноября 2001 года Синодальным секретарем является никто иной как: Митрофорный Протоиерей Вениамин Жуков». Заявление этих же иерархов, что «во всех европейских приходах нашей Церкви, на положенных местах Богослужения, после имени Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, необходимо возносить имя Преосвященнейшего Варнавы, Архиепископа Каннского и Европейского».

2003, 5/18 января. «Заявление по вопросу о. Виктора Мелехова» за подписями всех заграничных архиереев РПЦЗ(В), что «о. Виктора Мелехова следует считать как принятого в лоно Русской Православной Церкви Заграницей в сущем сане неосмотрительно, по причине неустановившегося ещё в то время нашего управления и отсутствия архива... Ныне бывший священник Виктор Мелехов может спасаться в лоне Русской Православной Церкви Заграницей как мирянин».

2003, 3 апреля - статья в газете «New York Post», что «Русская Церковь «Л» (РПЦЗ(Л)) проиграла абсурдный процесс в попытке установления контроля над бывшим своим лидером и попытке вернуть его из Канады с дальнейшим размещением в доме престарелых в городе Нью-Йорке... Руководитель РПЦЗ, 93-летний Виталий Устинов, был вовлечен в дело, состоящее из интриг, внутрицерковной борьбы, обвинений в похищении человека и промывании мозгов... Власти РПЦЗ(Л) используют Устинова как «шахматную фигуру», и «забота о его здоровье и благосостоянии лишь «касательная» настоящей причины, скрытой судебной процедурой, - контроль над церковным имуществом»... Устинов «в состоянии принять за себя четкое решение находиться там, где он хочет быть».

2003, 3/16 - 7/20 мая - Архиерейский Собор РПЦЗ(В), где учрежден Архиерейский Синод в составе: Председатель - Высокопреосвященнейший Митрополит Виталий, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей; Члены - Преосвященные: Заместитель Председателя - Архиепископ Варнава, Каннский и Европейский, Епископ Сергий Мансонвилльский, Епископ Владимир Сакраментский, Епископ Варфоломей Гренадский, Секретарь Архиерейского Синода - митроф. протоиерей Вениамин Жуков. Подтверждено принятое решение о епископской хиротонии для России архимандрита Антония (Рудей) и утверждены для епископской хиротонии иеромонах Анастасий (Суржик) и иерей Виктор Пивоваров.

2003, 15/28 июня - совершена Архиерейская хиротония Архимандрита Антония (Рудей) во Епископа Бэлтского (Молдавия), Викария Европейской епархии.

2003, 16/29 июня - совершена Архиерейская хиротония иеромонаха Анастасия (Суржик) во Епископа Владивостокского и Дальневосточного юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ(В).

2003, 17/30 июня - совершена Архиерейская хиротония иеромонаха Виктора (Пивоварова) (иерей Виктор был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени, но в честь другого святого) во Епископа Славянского, Викария Европейской епархии.

2003, 22 июня/5 июля - раскольничья группа архиеп. Лазаря (Журбенко) создает «Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви».

2003, 29 июня/12 июля - «Разъяснение Епископата РПЦЗ(В) о каноническом положении группы Архиепископа Лазаря», что «группа Архиеп. Лазаря лишний раз только показывает свою непоследовательность и несерьезность обоснования своего «канонического» устройства. Суммируя все эти факты, нам остается только одно - считать их так и не захотевшими быть в нашей Церкви и более этим вопросом не заниматься, как и сказал на заседании последнего Архиерейского Собора наш Первоиерарх Митрополит Виталий».

2003, 15/28 июля - Заявление Митрополита Виталия: «Своими раскольническими действиями Преосвященные Лазарь и Вениамин и иже с ними поставили себя вне состава Русской Православной Церкви Заграницей... Я официально заявляю, что они не имеют никакого права прикрывать себя моим именем и в заголовке своего узла печатать: «под омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия».

2003, 11/24 сентября - дружественная встреча, переговоры о соединении РПЦЗ(Л) и Московской патриархии главы РПЦЗ(Л) вл. Лавра (Шкурлы) и президента РФ В. Путина в нью-йоркском российском генконсульстве, где присутствовали лавровские архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк [Арндт], епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл [Дмитриев], секретарь Архиерейского синода епископ Манхэттенский Гавриил [Чемодаков], протоиерей Николай Артёмов, казначей протоиерей Пётр Холодный, из МП - настоятель московского ставропигиального Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).

2003, 19-20 сентября / 2-3 октября - Пастырское совещание Германской епархии РПЦЗ(Л): «Священнослужители... приветствуют перспективы, открывшиеся встречей членов Синода Русской Зарубежной Церкви с президентом Российской Федерации В. В. Путиным и предстоящие шаги к сближению двух частей Русской Церкви - Московского Патриархата и Зарубежной церкви: поездку делегации к Патриарху Московскому Алексию II в ноябре, расширенное пастырское совещание священнослужителей всех епархий Русской Зарубежной Церкви в декабре по итогам встречи в Москве, Архиерейский Собор, который примет решения о возможных дальнейших шагах, а также предстоящий визит митрополита Лавра в Москву».

2003, 27 сентября/10 октября - Совещание духовенства Чикагской епархии РПЦЗ(Л): «Наша радость продолжалась, видя духовное возрождение на земле Русской. Теперь мы чаем примирение в Русской Церкви... Мы верим, что наши иерархи примут все необходимые меры, чтобы преодолеть все препятствия, стоящие на пути к примирению... Мы выражаем нашу поддержку Высокопреосвященному митрополиту Лавру и Архиерейскому Синоду в их доброжелательном согласии принять приглашение Патриарха Алексия II посетить Россию и далее обсудить вопрос примирения в Русской Церкви».

2003, 16/29 октября - Пастырское совещание Австралийской епархии РПЦЗ(Л): «Мы считаем, что наступило время всем частям Российской Поместной Церкви для сближения и возвращения к принципам и духу Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. путём переговоров».

2003, 30 октября/12 ноября - Резолюция Южного миссионерского благочиния Восточно-Американской епархии: «1. Мы поддерживаем Архиерейский Собор в его решении вступить в диалог с иерархией Московского Патриархата. 2. Мы считаем, что в течение предстоящего диалога необходимо обратить четкое внимание на следующие пункты: а) Важность всех предыдущих постановлений Соборов Русской Православной Церкви Заграницей в отношении Московского Патриархата. б) Вопрос сергианства: то сотрудничество Церкви с гражданскими властями, которое поставило под угрозу бытие самой Церкви. в) Вопрос экуменизма: официальные контакты Церкви с инославными - контакты, которые компрометируют Православную веру, или действия и заявления, из которых можно сделать вывод, что инославные являются частью Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. г) Вопрос Новомучеников российских: признание всех новомучеников, в том числе и тех, кто являлся противником митрополита Сергия. ж) Мировое православие: вопрос взаимоотношения Русской Церкви с иными православными церквами».

2003, 4-9/17-22 ноября - визит в Москву делегации РПЦЗ(Л) в составе: архиепископ Берлинский и Германский Марк [Арндт], архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион [Капрал], епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл [Дмитриев], протоиерей Николай Артёмов, секретарь Германской епархии, и протоиерей Пётр Холодный, казначей Архиерейского Синода. Архиереев принял патриарх Алексей II Ридигер: «выражена воля обеих сторон к установлению молитвенно-евхаристического общения».

2003, 5-12/18-25 ноября - в преддверии Всезарубежного совещания духовенства и Архиерейского Собора РПЦЗ(Л) в Россию приехала их делегация в составе архиепископов Марка и Илариона, епископа Кирилла и протоиереев Николая Артемова и Петра Холодного. Делегация встретилась с патриархом Алексеем и членами Синода МП. Главная тема обсуждений - поиск путей соединения «зарубежников» и их «матери-церкви» МП. Произошли совместные моления и присутствие на Богослужениях делегации РПЦЗ(Л) и иерархов МП.

2003, 14-16/27-29 ноября - заседания Архиерейского Синода РПЦЗ(В), который переустроил епархии в США, Канаде, РФ; отклонил принятие Архиеп. Варнавой Румынской Православной Епархии в Западной Европе в лоно РПЦЗ(В); сложил звание «Заместителя Первоиерарха» с Архиеп. Варнавы; продекларировал отторжение от группировки вл. Лазаря (Журбенко); снял священный сан с келейника вл. Варнавы, иеромонаха Серафима (Баранчикова).

2003, 25-29 ноября / 8-12 декабря - Всезарубежное пастырское совещание РПЦЗ(Л) в г. Наяке под Нью-Йорком: «Окончательное разрешение взаимоотношений двух частей Русской Церкви должно иметь место исключительно на Всероссийском Поместном Соборе».

2003, 30 нояб. - 4/13 - 17 декабря - Архиерейский Собор РПЦЗ(Л): «Надо договориться, как устранять застарелые и могущие возникнуть новые недоразумения между обеими частями Русской Церкви».

2003, 4/17 декабря - заседание Архиерейского Синода РПЦЗ(В), назначившее управляющим Южно-Российской епархии, с попечением о Европейской части Российской Федерации, с ее федеральными округами: Северо-Западным, Центральным, Приволжским, Южным и Грузией, - епископа Виктора (Пивоварова) с титулом «Славянский и Южно-Российский».

2004, 6/19 января - указы Синода РПЦЗ(В) об освобождении от должности правящего архиерея Западно-Европейской епархии Архиеп. Варнавы и определении его на покой; о временном подчинении этой епархии Митрополиту Виталию при помощнике протоиерее Николае Семёнове.

2004, 24-26 января / 6-8 февраля - Епархиальное собрание под председательством епископа РПЦЗ(В) Виктора, Славянского и Южно-Российского, со временным попечением о Европейской территории России, в г. Алексин Тульской области, обратившееся к следующему Архиерейскому Собору с просьбой: «Засвидетельствовать всему миру, что Русская Православная Церковь Заграницей придерживалась ранее и до скончания времен намерена придерживаться учения о Православном Самодержавии как власти, удерживающей развитие мирового зла».

2004, 10/23 апреля - закончен судебный процесс РПЦЗ(Л) против калифорнийского женского монастыря РПЦЗ(В): лавровцы «отказались от всех претензий к монастырю в обмен за финансовое вознаграждение в виде передачи им в будущем некоторого недвижимого имущества. В соответствии с достигнутым соглашением монастырь оставляет за собой все свои иконы и другое церковное имущество, своё имя - Богородице-Владимирский женский монастырь» РПЦЗ(В).

2004, 1-15 / 14-28 мая - официальный визит делегации РПЦЗ(Л) во главе с вл. Лавром на переговоры с патриархом Алексеем 2, закончившийся встречей с президентом В. Путиным. Итогом «стало твёрдое выражение общего желания» МП и РПЦЗ(Л) «восстановить евхаристическое общение и каноническое единство внутри Русской Православной Церкви».

2004, 10/23 - 12/25 июня совместное заседание комиссий по объединению МП и РПЦЗ(Л), проходившее в здании ОВЦС МП в Москве. Принятие итогового документа, определяющего общую позицию по вопросам, которые раньше составляли предмет полемики между ними: сергианство и экуменизм.

Эту хронологию можно продолжать и дальше. Но, боюсь, скоро она заинтересует только специалистов: из РПЦЗ(В) выделяется ВВ, ВВ тоже, наверное, кого-нибудь породит. Дробление московского отделения РПЦЗ будет продолжаться и дальше, чтобы это предугадать, не надо быть гением. Видимо, надо ожидать и дробления РПЦЗ(Л). Ведь есть среди клириков трезвые люди, которые не пошли за митрополитом Виталием и его спутниками, но в Московскую Патриархию ради демагогии единства не собираются. Так что «В» и «Л» будут плодиться и размножаться и обогащать церковную историю новыми аббревиатурами. А Московская Патриархия, как непотопляемый (как кажется некоторым чиновникам), будет идти своим курсом, невзирая на маленькие суденышки, лодочки и просто обломки кораблекрушения, за которые удастся уцепиться отдельным членам бывшего РПЦЗ[5]. Только вопрос, куда этот корабль плывёт? Ответить на этот вопрос нетрудно: стоит только изучить реакцию патриархии на критику со стороны РПЦЗ. От осторожных оценок сергианства: слабый был человек, поддался ради спасения других на некоторые уступки, в последнее время идеологии РПЦ МП перешли к восхвалению его мудрости. Проблему экуменизма снимают встречи овц-ешников с представителями Федерации еврейских общин, обращения к брату..., написанные в самый разгар борьбы за правопорядок в национальной сфере, которая охватила всю страну. Ответить правоохранительным органам нечего, и для реализации технологии двойного стандарта за работу берутся церковные пиарщики. Идеологам МП безразличны требования РПЦЗ по осуждению экуменических контактов и соработничества (даже симфонии) с антиправославным государством. Более того, недавно при встрече с новой главой Палестинской автономии руководство МП продемонстрировало пренебрежение к своей младшей сестре: поблагодарило палестинцев за помощь в экспроприации не игрушек и погремушек, а православных святынь. Как мы уже знаем из истории РПЦЗ (см., например, статью «Великий секретарь»), святыни имеют в настоящее время и конкретное выражение в долларовом эквиваленте, и такие заявления становятся в этом свете не просто обидными, но и затрагивающими тонкие струны церковного организма. Корабль плывёт и неумолимо надвигается на маленькое судёнышко церкви бывших эмигрантов. Удастся ли ему выскочить из-под безжалостной железной массы авианосца? Или придётся погибнуть? Кто-то захочет взойти на борт гиганта, а кто-то будет искать надёжную корабельную доску.

[1] «...Смущение в большой мере у некоторых греков вызывается тем, что, в их представлении, если есть основание прервать общение, то нельзя также иметь общения ни с кем, кто вступает в общение с этим лицом. Это целая цепь тогда. Пишу «греки», но встречаю таких и у русских. В свое время кто-то смущался, что сербы служили и с нами, и запрещенными нами евлогианами. Есть греческая газета, якобы консервативная, которая посвятила уже более 20-ти статей, обличая нас в том, что мы только обманываем своим антиэкуменизмом, на самом деле через других имея общение с экуменистами. С такими людьми ничего не сделаешь, и мы на них не реагируем» (22 мая/4 июня 1984 г.). Епископ Григорий (гр. Граббе). Письма. М., 1998. С. 72. Таким образом, анафема произносилась столь спешно, что её составители не продумали всех последствий и сами попали под неё.

[2] Если употреблять безграмотное выражение «Московская патриархия», обозначающее некий церковный аппарат, то действительно можно говорить о создании этой организации именно в это время. Но Русская церковь существовала и существует вне зависимости от аппаратных перестроек и тем более названий. Так что Московский патриархат существует с момента восстановления патриаршества, а автокефальная церковь в России - с середины 15 века и по настоящее время.

[3] Любопытно, что один из активных участников нынешнего диалога РПЦЗ - МП, протоиерей Максим Козлов, что митрополит Иосиф (Петровых), не только не поминавший митрополита Сергия, но и создавший независимую церковную организацию, будет скоро канонизировать РПЦ МП. Критерием канонизации, по словам столичного протоиерея, является признание первоиерархом Петра (Полянского). То есть все не поминавшие митрополита Сергия, но признававшие первоиерархом митрополита Петра, могут быть причислены к лику святых.

[4] «Православная Русь», 1974, № 19. С. 5-6. Ответ митрополита Филарета Солженицыну.

[5] При посещении приходов Бразилии и Чили митрополит Лавр на вопрос: «Был ли Алексий II сексотом КГБ?», ответил: «Да, но это в прошлом».

Николай Артёмов, Марк (Арндт), сергианство, Владимир (Целищев), Варфоломей (Воробьёв), Дионисий (Алфёров), Серафим (Баранчиков), Ириней (Клипенштейн), Гермоген (Дуников), Алексий (Ридигер), Виталий (Устинов), РПЦЗ(В), Николай Семёнов, Лазарь (Журбенко), РПЦЗ в России, Тихон (Пасечник), Лавр (Шкурла), Варнава (Прокофьев), Анастасий (Суржик), Сергий (Киндяков), Михаил (Донсков), Виктор Мелехов, Киприан (Куцумбас), Иосиф Сандерленд, Виктор (Пивоваров), Вениамин Жуков, Антоний (Рудей)

Previous post Next post
Up