kondakov.ws: Размышления о прошедшем Соборе

Feb 19, 2017 12:26

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ:

Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно...
Какие печальные лица
И как это было давно.

Какие прекрасные лица
И как безнадежно бледны -
Наследник, императрица,
Четыре великих княжны...

Эти стихи Георгия Иванова возвещают не о белизне кожи, но о душевной чистоте Царственных Мучеников. Они не замарали белоснежные ризы своих душ, даже находясь в огне величайших испытаний и ужаснейших унижений.



Фото св. Царской Семьи.

Откровение Иоанна Богослова говорит: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3:3-5).
Владимiр Вернадский считал, что слово "русский" восходит к иранскому "рухс", что значит "светлый, белый свет". Именно такими видели древние персы наших предков. Но сегодня слово "русский" нам напоминает о стремлении сынов и дочерей России к правде Божией. Не случайно российские императоры назывались белыми царями, не случайно русское движение сопротивления большевизму и расчленителям России именуется белым. И сегодня подлинно русский человек отличается от прочих жаждой правды. Именно это небесное качество освящает душу каждого русского великоросса, малоросса, белоруса, русского удмурта, русского чуваша, русского мордвина, русского татарина, русского немца, русского еврея и представителей других национальностей России. Конечно, мы говорим не о всех русских по паспорту, но о русских по духу.

Российские великие страдальцы-правдолюбцы ХХ столетия от священномученика Петра, митр. Крутицкого, Патриаршего Местоблюстителя, до Александра Исаевича Солженицына, печальника Земли Русской, призывали иерархов Московской патриархии жить не по лжи. Но в наши архибедственные для духовной жизни времена сергианское желание лгать во имя церкви с маленькой буквы распространяется, как чума, и в тех юрисдикциях, которые формально находятся в оппозиции к Московской патриархии. Ярчайшим примером этого является одесский митрополит Агафангел (Пашковский), насаждающий под флагом РПЦЗ всё то, что уничтожает духовное наследие Русской Зарубежной Церкви.


Архиеп. Андроник согревает души своей архипастырской простотой и любовью.

Несомненно, победой правды Божией стал VI Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви за рубежом. Мы, при помощи современной техники участвовавшие в Соборе от начала до конца, можем свидетельствовать, что вопреки некоторым недостаткам прошедшее высокое собрание было действительно Собором нашей Церкви. Несмотря на острые дискуссии и различие мнений, на Соборе прозвучал голос истинной Церкви. Печатью русской правды стало послание VI Всезарубежного Собора, дышащее любовью к святой Православной Церкви, святым Царственным Мученикам и нашей многострадальной матушке России.



Архиеп. Софроний, архиеп. Андроник, еп. Ириней возглавили работу Собора.

Несомненной победой было и то, что, отмежевавшись от апостасийного митр. Агафангела (Пашковского), соборяне не стали предавать его запретам и анафаме, но лишь засвидетельствовали, что этот человек и его окружение не имеют ничего общего с истинной Русской Зарубежной Церковью.
Можно много говорить о достоинствах Собора, но в то же время нельзя не сказать и о некоторых существенных недостатках, несущих опасность, если мы не обратим должное на них внимание. Я думаю, что на Соборе явно не хватало присутствия Михаила Викторовича Назарова, человека, кто первым заметил смертельную угрозу для нашей Церкви и принял удар на себя. Было странным, когда зачитывался доклад о секачёвцах Виталия Шумило, не принадлежащего к нашей Церкви, в то время как герой противостояния с пашковским расколом Назаров безмолвствовал. Можно было хотя бы попросить, чтобы Михаил Викторович написал обращение к Собору. Я уверен, что наш владыка Ириней с радостью прочитал бы его.



Отец Игнатий выступил с докладом "Соборность в Церкви и ее нарушение митр. Агафангелом".
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Закончилась первая сессия VI-го Всезарубежного Собора. Слава Богу, в основном всё прошло хорошо, а главное в мирном христианском духе. Однако, думаю, не лишним будет поразмышлять и об ошибках, без которых не обходится в этом падшем мiре почти ни одно дело. И если мы будем говорить о них с целью недопущения в дальнейшем, то будущие заседания Собора станут более совершенными. Очевидно, что всё предусмотреть невозможно. Но обсуждение прошедшей работы необходимо. Таким образом мы не дадим повода для развития ошибок, которые в силу человеческой ограниченности присутствовали в прошедшей работе соборян.



Во время заседания Собора
Начну с того, что когда мы ещё осенью беседовали по Skype с организаторами Собора, было сказано, что в случае, если мы не сможем приехать, нам будет предоставлена возможность голосования. Однако, незадолго до начала Собора в документе, который именуется «Наказ 6-му Всезарубежному Собору», появились такие слова: «Участвующие по SKYPE могут выступать с речью, но не имеют права голосовать». Нам казалось, что, когда Собор начнёт свою работу, то этот вопрос будет выставлен для обсуждения. Но после того, как начались соборные заседания, мы заметили, что некоторые пункты Наказа не соблюдаются, и поэтому вполне справедливо предположили, что выполнение Наказа необязательно. Однако, когда о. Игнатий (Крутков) предложил учитывать наши голоса, то архиепископ Софроний вдруг вспомнил о решениях Предсоборной Комиссии и заявил: «Нет. Мы решение Комиссии о … (неразборчиво) … Нет». Тем самым поставил точку под этим коротким обсуждением. Тут же мы услышали реплику иеродиакона Павла (Липина). Вот как она звучала: «Тогда другие скажут: «Почему нам не позволили таким же образом участвовать в Соборе?» … (неразборчиво) … «Назаров скажет: «Почему я не мог приехать? Почему вы мне не предложили?»».

Действительно, почему другим не предложили участвовать в Соборе через Skype? Разве священники из Удмуртии ставили условием своего участия в Соборе через Skype неучастие в нём кого бы то ни было подобным образом? Лично я не помню такого условия. Наоборот, до последнего момента, если точнее, до раннего утра среды (день начала Собора), мы не могли связаться с устроителями Собора, чтобы наладить связь. Нам предлагали телефонное сообщение.

Можете себе представить как можно по телефону участвовать в Соборе? Я, например, не могу. Во-первых, это невозможно с финансовой точки зрения из-за дороговизны телефонной связи с другим континентом. Во-вторых, это невозможно из-за того, что очень сложно воспринимать звук в зале, где проходит собрание, через телефонную трубку. Налицо была неподготовленность именно Предсоборной Комиссии к тому, чтобы в Соборе через Skype смогли принять участие все желающие. Только благодаря непосредственному участию Марка Котлярова и нашей настойчивости удалось установить общение с Собором, которое продолжалось от его начала до самого закрытия.



Выступление Марка Котлярова. Благодаря его участию и принципиальности мы имели возможность присутствовать на заседаниях Собора.
Что мешало установить подобную связь с другими приходами Русской Зарубежной Церкви? Ведь, наверняка, в зале Собора ни у одного Марка Котлярова был смартфон, при помощи которого можно было установить Skype связь. Да и регулярные отчёты о проводимых телеконференциях Предсоборной Комиссии говорят об этом.

Реплика иеродиакона Павла (Липина) кроме прочего содержит в себе оскорбительные измышления о Михаиле Викторовиче Назарове, мнение которого по данному вопросу он даже не постарался узнать. Отца иеродиакона почему-то не безпокоило, что мы выражаем не только собственное мнение и голос настоятелей братских приходов в России, но и чаяния тысяч прихожан.

К тому же и сроки, в которые был назначен Собор были выбраны, мягко говоря, неудачными. Период Святок, как правило, один из самых жарких в богослужебном отношении. Священник в это время должен быть на приходе.

Да и со стороны визового режима тоже время было выбрано крайне неудачным. Со второй половины декабря посольство США на каникулах. И сделать визу уже невозможно. Об этом должны бы были подумать в Предсоборной Комиссии, назначая Собор на середину января. Поэтому винить возможных представителей приходов РПЦЗ, не находящихся в США, в невозможности участия на соборных заседаниях, мягко говоря, некорректно. Так неужели нельзя было установить Skype-связь со всеми потенциальными участниками Собора? Как говорится, было бы желание.

Из зала Собора были слышны реплики в поддержку мнения о. Игнатия (Круткова), заседание ещё не было объявлено закрытым. Поэтому необходимо было поставить вопрос на голосование, ибо мнение Собора выше мнения Предсоборной Комиссии. О. Игнатий и другий соборяне поставили вопрос, который должно было обсудить, а не закрывать авторитетным мнением архиерея.

Нам могут не нравиться те или иные люди, зачастую это бывает благодаря сложившемуся мнению, но через личное общение, обсуждение острых вопросов, бывает даже через горячие дискуссии, мы узнаём друг друга. И если во время этого общения выясняется, что в главном мы едины, то второстепенные вопросы становятся не такими важными. В результате соборного обсуждения мы начинаем понимать друг друга. И не нужно бояться возможных разногласий. Кому-то может показаться, что исключив из обсуждения соборных вопросов кого бы то ни было, можно достигнуть мнимого мира. Но не таким ли образом размышлял митрополит Агафангел? И к чему это всё привело?

Обсуждение ошибок не должно рождать неприязни между нами. Наоборот, это лишь позволит в будущем, на второй сессии Собора избежать возможных недоразумений и достичь в будущем такого Соборного обсуждения, которое приведёт все разрозненные части Российской Поместной Церкви к долгожданному единству в истине Христовой.



Блистательно выступил со своим докладом "О церковной прессе и веб-сайте "Интернет-собор" Вадим Александрович Ярмолинец.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Слава Богу, что были, наконец, соборно осуждены деяния митр. Агафангела (Пашковского) и участники Собора отмежевались от него и его синода. Очень важной заслугой Собора было приглашение всех частей РПЦЗ к диалогу на равных для преодоления разделений и установления евхаристического общения. На самом Соборе был видимый плод такого подхода в приезде и участии делегации насельниц Леснинского монастыря.



Матушки-участницы Собора.
Замечательно заключительное Послание Собора, проникнутое, на мой взгляд, духом великих I, II и III Всезарубежных Соборов, ибо Русская Зарубежная Церковь одну из главных своих задач видела в молитве о духовном возрождении России и восстановлении Российской Церкви.

Если говорить о недостатках, то, на мой взгляд, вызывает вопросы подготовка Собора. Почему не привлекались к ней более широкие круги Церкви, в частности российские приходы? Мы были бы не прочь высказать свои соображения по поводу предстоящего Собора, если бы и нас подключили по скайпу к заседаниям предсоборной комиссии. Предсоборной комиссией мы были лишены права голосовать, хотя известно, что во многих православных юрисдикциях заседания и в том числе голосование проводятся с помощью электронных средств связи.

Вызывает недоумение также активное участие в дискуссиях на Соборе людей, не являющихся членами нашей Церкви. Хотя Собор и пригласил членов других юрисдикций, но представляется, что в качестве наблюдателей, а внутренние проблемы все-таки должны решаться нами самостоятельно, для приглашенных же надо было выделить особую тему, например, «Единство РПЦЗ», где предоставить наблюдателям полную свободу слова.

Досадно также, что в материалах Собора до сих пор не опубликован доклад епископа Верненского и Семиреченского Иринея «РПЦЗ и греки-старостильники» и его выступление на Соборе.



Наши архипастыри во время заседаний Собора.
Но всё это человеческое и неизбежное в той или иной степени. Главное же в том, что дело Божие по очищению нашей Церкви и возвращению её на традиционный путь РПЦЗ было сделано, и дай Бог, чтобы и дальше мы все находили силы извлекать из прошлого должные уроки, чтобы правильно и вовремя реагировать на вызовы настоящего.
источник

Радует, что ижевские клирики наконец признали, что «в наши архибедственные для духовной жизни времена сергианское желание лгать во имя церкви с маленькой буквы распространяется, как чума, и в тех юрисдикциях, которые формально находятся в оппозиции к Московской патриархии». Я об этом давно пишу и называю это кризисом русского православия как такового, как канонического, так и «истинного».

Виталий Шумило, Агафангел (Пашковский), Сергий Кондаков, "VI всезарубежный собор", Марк Котляров, Михаил Назаров, Михаил Карпеев, Игнатий (Крутков), Александр Малых, Павел (Липин), Софроний (Мусиенко), Ириней (Клипенштейн)

Previous post Next post
Up