Собиратели древнеанглийских мощей и историй из Бруквуда... (часть вторая)

Nov 23, 2024 10:00

Предлагаю видео и вторая часть расшифровки беседы с насельником монашеского братства святого Эдуарда в Бруквуде монахом Нифонтом в переводе на русский язык. Начало здесь.

image Click to view



------------------------------
- И Вы вроде как упомянули, что Англия стала в некотором роде ревностно христианской. Был момент, когда вся страна как бы превратилась в огромную христианскую нацию, и мы говорили о том, что на самом деле в Англии гораздо больше святых, чем святой Эдуард, но, я думаю, меня интересует вот что: почему Англия на самом деле не является страной, о которой вы больше не думаете, когда думаете о христианстве... Вы знаете, потому что эта история на самом деле, на самом деле, это очень глубокая христианская история.

- Да. Я думаю, что это были несколько, ну, три важных события, которые повлияли на всю английскую историю. Одним из них было нормандское завоевание в 1066 году. И норманнское завоевание было в то время благословлено папой римским, чтобы привести английскую церковь в соответствие с континентальным католицизмом. А то, что осталось от Православия после норманнского завоевания, было в значительной степени уничтожено. Даже после норманнского завоевания в Англии всё ещё существовали женатые священники, но примерно к концу XI века всё это полностью исчезло. Весь дух, весь богослужебный чин совершенно изменились. И это было одним из главных событий, у них также было то, что называлось «Опустошение Севера», когда вся Северная Англия была сожжена или разрушена, а почву посыпали солью, чтобы уничтожить её. И многие мощи святых также были уничтожены. Потому что норманны говорили: «Ну, если это мощи святых, они не сгорят, если это мощи настоящих святых, они сгорят, понимаете, они не сгорят». И поэтому они бросили их в огонь. Многие из мощей святых были сожжены норманнскими завоевателями. С древних времён древние саксы и бритты почитали святых. Таким образом, норманнское завоевание стало одним из величайших потрясений в истории Англии, потому что изменился весь дух, весь климат, весь менталитет людей. Затем, в XVI веке, протестантская реформация уничтожила многое из того, что осталось. Монастыри были разрушены. Как мы знаем, мощи святого Эдуарда находились в аббатстве Шафтсбери, но аббатство было разрушено. Многие мощи святых снова были уничтожены. И большинство из них утрачено. И это было похоже на классический период правления Генриха, сына Эдуарда, который намеренно уничтожил все церкви, забеляя фрески. И снова большая часть истории была утрачена. А затем, к сожалению, в XIX веке, возможно, произошли совсем другие события, но произошла промышленная революция. И именно тогда многие люди отвернулись от того, что осталось от христианства, в сторону секуляризма. И вера в то, что у человека есть будущее, что всё можно найти в соответствии с пониманием человека, а не Бога. У вас был Дарвин, и у вас была эволюция, и у вас был весь этот дух. И это тоже помогло проложить путь к разрушению Англии.

- Итак, когда люди приходят в здешний монастырь, они думают, что, может быть, вы католические монахи, или их смущает, когда вы говорите, что я православный христианин?

- Я думаю, сюда приходит много людей... Еще несколько лет назад многие из вас вообще ничего не знали о Православии. Но сейчас многие люди обращаются к нам по Интернету или электронной почте. И они читали о Православии, они немного читали об английской истории, и они хотят знать не столько об английской истории, сколько о Православии. Вы знаете, почему? Многие из них прошли через римский католицизм или англиканство, или евангельский протестантизм, или вообще ничего. И они хотят знать о Православии, что оно может предложить, почему оно отличается. Потому что многие люди в Англии сейчас, ну, большинство людей в Англии, вероятно, вообще не имеют религиозного воспитания. Я думаю, что большинство религиозных людей в Англии сейчас, вероятно, мусульмане. А среди христиан были бы католики или евангелические протестанты. А церковь как таковую в настоящее время посещает меньшинство верующих людей. В большинстве древних церквей посещает очень мало людей. Более 25 лет назад один из ведущих англиканских священнослужителей <неразборчиво> перешёл в Православие и присоединился к нашему приходу. И он был одним из них, он был сельским настоятелем церкви <неразборчиво>. Он был крещён, помазан миром, присоединившись к нашей Церкви. И, к сожалению, через несколько лет он умер. Но совсем недавно мы получили поддержку от его семьи, которая была принята в качестве оглашённых. Но сейчас происходит разрушение [христианства]. Итак, многие люди в Англиканской церкви стремятся к чему-то более стабильному и исторически древнему. Да, на самом деле это интересно ещё и потому, что, когда мы впервые приехали в Бруквуд, приход был очень маленьким, и там в основном жили несколько пожилых новообращённых англичан и пара семей. Но теперь, с годами, все стали узнавать друг друга, и тогда же появилось много людей из разных этнических общин - греков, русских, украинцев, румын, болгар и, конечно, большинство англичан, большинство молодых людей. Сейчас многие из них не говорят на своих родных языках. Они говорят по-английски, как на родном языке. Отчасти именно поэтому люди приезжали сюда, а также [приехавшие] совсем недавно. Потому что многие люди устали от экуменизма, модернизма и других церквей. Они приехали сюда, чтобы быть традиционными православными. И потом, за последние несколько лет к нам присоединилось довольно много людей из других конфессий, которые нашли православных, заинтересовались и решили присоединиться к нам. И это люди из самых разных этнических и религиозных групп.

- Ну, а сколько людей обычно приходит?

- Ну, к нам не каждую неделю приезжают одни и те же люди, потому что люди приезжают издалека. Некоторые из нас приезжают из других мест. Некоторые из Северного Йоркшира, другие из Шотландии. И из разных уголков Англии. Так что, возможно, те, кто приезжает из Шотландии или издалека, приезжают на большие праздники и узнают как можно больше. А другие люди будут приезжать раз в две недели, или люди, живущие поблизости, будут приезжать почти каждую неделю и в течение недели. Люди, которые живут дальше, приезжают раз в две недели или столько раз, сколько могут себе позволить. Но, к сожалению, в Англии транспорт дорогой, и это сложно.

- А вы, отец Нифон, сколько лет были здесь монахом? Не могли бы вы сказать?

- Ну, я приехал сюда, когда это было, в 1985 году. До этого я несколько лет жил в Греции. А потом в следующем году, кажется, в 86-м или 87-м, приехал отец Савва. И так постепенно [община] росла. И к нам пришли несколько человек, и мы решили, что это не для них. И вот, с течением времени это стало расти.

- Поскольку сюда приходят люди, что вы обычно говорите людям, которые... Ну, что-то наподобие?.. Потому что я могу себе представить, что есть много людей, которые просто проходят мимо, видят церковь и говорят: «О, что всё это значит?». Есть ли у вас что-то вроде установленного порядка, определённого списка вещей, которые вы могли бы сказать кому-то подобному, или вы просто позволяете этому проявляться, где бы оно ни было?

- Много лет назад кто-то сказал нечто, показавшееся мне весьма мудрым. И я всегда помню, как он сказал: «Не говорите людям, какая плохая у них Церковь, скажите им, какое хорошее Православие». И в некотором смысле это звучит довольно странно, но я думаю, что очень часто люди, которые в 1990-е годы сильно разочаровывались в англиканах, приходили к выводу, что на самом деле они не хотели быть православными. Они хотели быть англиканами без священников или без изменения богослужения. И то же самое, к сожалению, с некоторыми католиками-традиционалистами, которые хотели стать православными. Они на самом деле хотели перейти в традиционный католицизм без изменений, но не хотели становиться православными. И поэтому многие люди, как мы выяснили в своё время, говорили: «Ну, нам нравится это, нам нравится то, нам не очень нравится это, мы недовольны этим». И поэтому они так и не стали по-настоящему православными. Некоторые вообще не заходили так далеко. А те, кто продвинулся, не остались. Итак, я думаю, что люди должны быть православными по сути, как Единая Истинная Церковь Христова, которая осталась неизменной и до сих пор провозглашает те же вещи, которым учили Апостолы с апостольских времён, и ранняя Церковь учила. И я думаю, что если люди осознают это, то они смогут увидеть, что из этого вытекают и другие вещи. И я также думаю, что стать православным - это не просто. Как бы это сказать, изменить отношение, изменить идеи. Это кардинально меняет жизнь. И поэтому, в некотором смысле, вы должны принять другую форму поведения, другой менталитет. И стать православным, англиканцем, римско-католиком или евангельским протестантом - это огромная перемена. И это в какой-то мере легче для людей, которые ничего не знали, чем для людей, которым... пришлось измениться, чтобы не быть теми, кем они были. И на это уходит больше времени.

- Я тоже хотел спросить вас об этом, поэтому у нас здесь есть икона святого Эдуарда. Итак, что касается мощей, были ли какие-нибудь чудеса, о которых мы знаем, которые произошли за последние 30 лет или около того?

- Да, есть два или три, о которых я могу вспомнить много лет назад. Когда я посетил Святую Землю, там в Русской [духовной] миссии служил молодой человек. И он говорил, что кто-то, кого все знали, был болгарином, который вырос в коммунистические времена, не был крещён и хотел креститься. И его звали Эдуард. И он поговорил с греческим священником, который собирался крестить его, и священник сказал: «У тебя должно быть другое имя, Эдуард не годится, твоё имя не то, что нужно. Он не православный святой». И сейчас я не могу точно вспомнить, был ли это мужчина или священник, но было видение, одному из них явился святой Эдуард. И сказал: «Твоё имя Эдуард, и я православный». И в этом видении Эдуард Мученик сказал: «Меня зовут Эдуард». И священник немедленно окрестил этого человека Эдуардом. И это было где-то в 1997 году, я слышал это. И там упоминается книга. Совсем недавно в нашем приходе была женщина, которая ослепла на один глаз. И консультант сказал, что маловероятно, что она сохранит зрение. И тогда он сказал: «Я думаю, тебе нужно подготовиться, но ты можешь ослепнуть. И ты должна привыкнуть к тому, что видишь только одним глазом». И она взяла немного масла из лампады святого Эдуарда. Один из её отцов посоветовал ей это, и она смазала глаза маслом. А потом она вернулась к консультанту, и её сказали: «Я не понимаю, что произошло. Это чудо Божье, потому что с вашими глазами всё в порядке. Для этого не нужно никаких лекарств, ничего. У тебя прекрасное зрение». И она могла прекрасно видеть обоими глазами. И она была мусульманкой и сказала: «Бог мог бы сделать это!».

- И святой Эдуард, покровитель, как я уже сказал, любого случая?..

- Нет, не совсем, я думаю, с ним произошло много чудес, да. А ещё подобное было с иконой Божьей Матери в церкви много лет назад. Теперь с неё свисает маленькое серебряное ушко. И была одна гречанка, которая приехала сюда, и она была при смерти. И у неё было масло святого Эдуарда, и она, её слух настолько улучшился, что ей не нужно было ничего делать. И она подарила серебро, да, которое изображено на иконе Божьей Матери, рядом с иконостасом. Это совсем недавние чудеса, и потом, я имею в виду, что с Эдуардом происходит много чудес. Люди молятся, и он помазывает всех свыше своей святыни. Так происходит постоянно.

Окончание в третьей части...

Западная Европа, инославие, видео, греки-старостильники

Previous post Next post
Up