Portal-credo.ru:
ИНТЕРВЬЮ: Первоиерарх РПЦЗ(В-А) МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ОРЛОВ): «Я всегда верил, что придёт время, когда наши иерархи вернут русскому народу бесценное сокровище - истинную Церковь, которую мы хранили за границей». Материал не датирован, но это примерно ноябрь 2006 года.
«Портал-Credo.Ru»: Начиная с июльских событий в Мансонвилле, мы в России напряженно следили за разделением в РПЦЗ (В), которое совпало с ухудшением состояния здоровья её первоиерарха и последовавшей его кончиной. Что же на самом деле происходило в те дни?
Митрополит Антоний: Видя, что состояние владыки Виталия стало критическим, я, как его заместитель, призвал иерархов собраться и выбрать нового митрополита при жизни владыки (как уже происходило в нашей Церкви в 1964 году, когда ушедшего на покой Митрополита Анастасия [Грибановского] сменил Митрополит Филарет [Вознесенский]).
Я осознавал, что дальше перед нами неизбежно встанет задача, прямо противоположная теперешней унии РПЦЗ(Л) и РПЦ МП, а именно - вернуть зарубежную Церковь в Россию. Об этом мечтал, но этого не смог при жизни сделать Митрополит Виталий [Устинов]. Но он успел нас на это благословить, в том числе благословил и хиротонию некоторых из наших нынешних иерархов!
Меня воспитали на идеалах «Веры, Царя и Отечества», и я всю жизнь мечтал о том, чтобы в Россию вернулось всё драгоценное, чего не смогли уничтожить большевики. Я всегда верил, что придёт время, когда наши иерархи вернут русскому народу бесценное сокровище - истинную Церковь, которую мы хранили за границей. Я получил недавно письмо из монастыря Эсфигмену, где хорошо различают истину, и они Церковь Митрополита Виталия называют единственной правильной Церковью. Я никогда не думал, что Господь изберёт меня. И ещё четыре месяца назад не знал, что будет Российская Православная Церковь и я стану её первоиерархом.
17 июля [2006 года], в день празднования в Мансонвилле памяти Царственных Мучеников, раскольники из «монреальской группы» - так их следует называть - закрыли храм и не пустили ни нас, ни митрополита на службу. Несмотря на их жестокое отношение к нам, я продолжал приглашать иерархов: писал обращения, чтобы они приехали на собор и избрали митрополита. Я умолял - не только в обращениях, но и звонил по телефону владыке Анастасию (Суржику) на Дальний Восток (мы уже приготовили ему визу), владыке Антонию (Рудей) в Молдавию, владыке Владимиру [Целищеву] в США и владыке Варфоломею [Воробьёву], который живёт в Канаде.
Но у них была своя программа, Россия им не нужна. Все четверо мне отказывали, отговаривая меня не устраивать собор. А нас было только двое - я и владыка Виктор (Пивоваров). Мы не хотели раскола, мы хотели принять решение вместе. Даже предлагали им избрать митрополита среди них четверых. Ещё и ещё раз просили приехать… В истории Церкви будет записано: когда владыка Виталий погибал, они показали трусость, измену и обман.
Их сторонники не пустили нас служить в Преображенский храм - они боялись, что мы будем хиротонисать двух архимандритов. Вы знаете, что когда мы утром пошли туда, нас не пустили, и единственным местом, где мы могли собраться, была свечная мастерская. А Господь всё устроил в нашу пользу, чтобы новые епископы всё же были поставлены! Дело в том, что я всегда после вечернего богослужения оставляю в соборе своё облачение. А на этот раз я почему-то всё сложил в сундук и взял с собой. У нас всё было для Божественной литургии - и антиминс, и чаша. И даже чиновник, чтобы хиротонисать…
Мы хиротонисали двоих архимандритов [Стефана (Бабаева) и Дамаскина (Балабанова)], у нас в Мансонвилле стало четыре епископа. Мы смогли провести собор. У Церкви появилась возможность вернуться в Россию. Под Москвой хиротонисали ещё одного игумена [Иоанна (Зиновьева)], образовали 5 российских епархий. Сейчас нам звонят, к нам обращаются, хотят стать частью нашей Церкви...
- Вы уже можете сказать что-то конкретное по поводу этих обращений?
- Был звонок из Одесской и Запорожской епархии РПЦЗ(Л), было письмо от ее правящего архиерея епископа Агафангела [Пашковского]. Все решится после окончательного оформления унии зарубежной Церкви с Московской патриархией. Мы рассмотрим обращения всех, кто с этой унией не согласится. А наша Церковь в России точно и определённо будет возрастать за счёт тех, кто поймёт, что мы возвращаемся к её дореволюционному устроению.
Мы действительно хотим быть наследниками и продолжателями традиций Собора Российской Церкви 1917-1918 годов. Поэтому зарубежные приходы будут учитываться не с точки зрения сегодняшних границ России, а с точки зрения границ Российской Империи. Если они появятся на Украине, в Белоруссии, Польше, Финляндии или в Средней Азии, то будут относиться к нашей Российской Православной Церкви.
О тех, кто захочет к нам присоединиться, мы, прежде всего, захотим узнать как можно больше и зададим вопрос, с какой целью они это делают. Наша цель - Россия, чтобы русский народ оставил дьявольское сонмище - Московскую патриархию. Она ничего не сделала для русского народа, чтобы привести его в христианский вид после большевизма и коммунизма. Мы не считаем её Церковью, и если кто-то придет из неё, будет крещён. Не по-католически - обливанием, а как положено, троекратным погружением в святую воду.
У нас ещё просто не было возможности соборно разобрать все юрисдикции и выразить наше к ним отношение. Не все «образования» можно назвать Церквами… Например, были хиротонии, которые запрещал владыка Виталий [Устинов]. Так случилось с возглавляющим РПАЦ владыкой Валентином [Русанцовым] - после запрещения он сам себя назначил митрополитом. На собор в Щербинке к нам приезжали представители нескольких юрисдикций, но у меня не было времени на общение с ними. Собор был чрезвычайный - рождалась Церковь. Когда ребёнок рождается, от него не требуют сразу читать и писать.
- Будете ли Вы регистрировать Российскую Православную Церковь в юридических структурах Российской Федерации?
- Вопрос о регистрации Церкви на Соборе не обсуждался. Пока что мы «зарегистрировались» с Господом Богом, а там видно будет. Преподобный Серафим (Роуз) говорил, что в последние времена всё официально зарегистрированное, связанное с безбожными властями, пойдёт на поклонение антихристу. Нам ближе состояние первохристиан - какой начиналась земная Церковь, такой и должна закончиться.
- Вернёмся к недавним драматическим событиям. Вскоре после «свечного собора» появилось постановление Архиерейского Синода РПЦЗ(В) о запрещении Вас в служении...
- Они не смогли сорвать собор своим отсутствием, поэтому решили меня запретить, игнорируя тот факт, что мне был выдан мандат, согласно которому я должен был замещать митрополита Виталия в случае его недееспособности. Но даже появление этого «документа» не обошлось без лжи и подлога. Получаю его, смотрю на подписи: «Митрополит Виталий [Устинов], Епископ Владимир [Целищев], Епископ Варфоломей [Воробьёв], Митрофорный протоиерей Вениамин Жуков». Относительно митрополита Виталия могу сказать, что в тот момент он был не в состоянии понять, что ему предлагают подписывать… Я тут же поехал к владыке Варфоломею, спрашиваю: «Вы меня запрещали?». Он говорит: «Нет». И пишет мне расписку, что с членами Синода не встречался и своей подписи под таким указом не ставил. И выводит свою роспись, настоящую, с «фитой» - она очень отличается от поддельной, если сравнить. Выходит, что за него расписался владыка Владимир (Целищев) и он же один, единственный из архиереев, меня «запретил».
- Известно, что Вы предпринимали попытки «вызволить из неволи» митрополита Виталия, в котором он оказался перед кончиной. Что Вы можете рассказать о последних днях его жизни?
- Я совершал отчаянные попытки спасти владыку за 60 и за 30 дней до его смерти. Оба раза я хотел отвезти его на медицинское обследование - у меня были возможность и право это сделать. Но меня не допускали к нему, хотя, повторяю, у меня был мандат на замещение владыки при его недееспособности.
В больнице, куда его привезли в бессознательном состоянии умирать, мне по предъявлении этого мандата показали все медицинские свидетельства. Владыка Владимир (Целищев) на проповеди при отпевании усопшего говорил неправду, что митрополит Виталий умер подготовленный с радостной улыбкой, говоря "Мне хорошо!". Мне сестры милосердия рассказали, что он скончался в агонии, в страданиях. Он все срывал с себя, метался, ничего не принимал. Агония продолжалась 33 часа и 10 минут после его госпитализации.
Нашим прихожанам в России так и не удалось увидеть Митрополита Виталия: он ни разу не посетил Отечество. Но, по воле Божией, перед самой кончиной он успел благословить зарубежную Церковь на возвращение в Россию. Было прискорбно, что он вскоре после этого скончался, но нас утешает то, что произошло преемствование.
- Что Вы можете сказать о судьбе мансонвилльского скита?
- В судебной тяжбе со стороной Митрополита Лавра я был назначен представлять сторону Митрополита Виталия. До сих пор я платил адвокатам за их услуги, в том числе платил за тех, кто меня в Мансонвилле сбросил со второго этажа (инцидент произошел в июле во время проведения "свечного собора" - ред.), чтобы они могли молиться и существовать там. Рассмотрение дела состоится 10 и 11 мая 2007 года в Монреале.
- Ваша резиденция находится в Калифорнии. Между тем Вы приняли на себя титул "Митрополит Московский и Всероссийский". Cчитаете ли Вы возможным управлять Церковью из-за границы?
- Я не буду управлять Церковью из-за границы - я буду приезжать. Синоды будут проводиться в Москве. В первое время понадобится собирать их часто, и мы готовы собираться так часто, как это потребуется. Архиерейский Собор полагается проводить раз в год. И он обязательно будет проводиться в России.
Мы во всем хотим вернуться к Патриарху Тихону, к последнему Поместному Собору, который произошел в 1917-18 годах. Поэтому я принял такой же титул, какой был у Патриарха Тихона. Наша Церковь должна стать преемницей той Церкви, которую он возглавлял. Поэтому она носит такое же название, как и историческая Российская Православная Церковь.
- Сейчас Вы совершаете пастырский визит по России, знакомитесь с людьми, а они знакомятся с Вами. На сайте одного из активных прихожан Вашей Церкви «Меч и трость» уже опубликована Ваша подробная биография. Что бы Вы добавили к ней из самых ярких впечатлений своей жизни?
- В 1932 году я родился третьим среди шести своих братьев и сестер. Это произошло в Шанхае, куда мои родители попали из России. Подростком я увидел Вторую мировую войну, территорию Китая оккупировали японцы, нас бомбили американцы... Мы прожили там до 1949 года, до самого создания КНР под руководством "красного" Мао Цзе Дуна. Надо было куда-то деваться. Президент Филиппин, к которому обратилась русская колония в Китае, сказал примерно так: "Вы, должно быть, хорошие люди, если бежите от коммунистов. Я вам дам остров".
В 1949 году мы на маленьком корабле (а ведь это образ Церкви!) мы приехали в Манилу, там погрузили лопаты, кирки, и нас отправили на остров, который нам выделили. Назывался он Тубаобао [правильно - Тубабао -
rocor-observer]. Поставили там палатки среди джунглей и, расчистив место, первым делом начали... строить церковь. Иконостас и престол в ней были из бамбука. Прожили мы там два года. По пути в Америку к нам приезжал временный глава колонии владыка Иоанн Шанхайский. Он объединил всех наших эмигрантов в штатах, чтобы они помогли тубаобаобцам переместиться на североамериканский континент.
В конце 1959 года Конгресс США разрешил странникам с острова ехать в Америку. За нами прибыл корабль из Кореи с ранеными американцами, воевавшими в Корее. И мы снова направились по волнам в дальний путь. Через Тихий океан к берегам Калифорнии. Там тоже первым делом стали искать храм. Мы это заучили с детства: главное в жизни - Церковь, семья и Родина.
Беседовала Елена Югина,
для «Портала-Credo.Ru».
------------------------------
Чем кончились все эти пожелания и мечтания Антония (Орлова), известно: РосПЦ довольно быстро разделилась на три группы: РосПЦ(А) - сторонники Антония (Орлова), РосПЦ(Д) - сторонники Дамаскина (Балабанова) и РосПЦ(В) - сторонники Витора (Пивоварова)... После смерти Дамаскина (Балабанова) его «осколок» поделился ещё на две части... Итого, 4 никого не признающие и никем не признанные единственно истинные церкви...
Отмечу также, что для того, чтобы в полной мере вернуть в Россию ту Церковь, которая в ней была до 1917 года, необходимо не просто нарукополагать архиереев с громкими титулами, а реально восстанавливать всё, включая и бывшее до революции богословское образование довольно высокого качества. Понятно, что РосПЦ, спешно укомплектованная главным образом лицами из числа воцерковившихся постсоветских граждан без богословского образования, не была способна достичь подобного.
Да и сам Антоний (Орлов), хоть и был духовным чадом святителя Иоанна Шанхайского, но не обладал ни его знаниями, ни его широтой взглядов, ни тем более его святостью. Вот и получилось то, что получилось! Но хочу отдать им должное хотя бы в том, что они не забыли про Россию.