Теория выключения в изложении Агафангела (Пашковского)

Jun 23, 2024 12:24

Ниже предлагается проповеди Агафангела (Пашковского) в Архангело-Михайловский храме в Одессе от 16 июня 2024 года с её расшифровкой.

image Click to view



Противники Христа и Его проповеди были с самого Рождества Христова. На протяжении всей жизни Христа и Его проповеди были Его противники. И у апостолов было много противников уже не просто Христа, а учения Христова, а уже были исказили учения Христова. Как сегодня мы слышали слова апостола Павла, что вот после меня придут волки, которые будут расхищать паству вашу, лжеучители. Остерегайтесь таковых. То есть же учители были с самых первых времён христианства. Ну всё-таки Церковь как-то жила Христова и сохраняла своё, видимо, единство. Но вот уже во времена императора Константина в IV веке, когда империя стала православной, появились лжеучителя, которые претендовали на возглавление Церкви, что это учение правильное и должно быть принято всей Церковью.

И вот таким был Арий, как мы знаем, который учил, что Христос - это не Бог, а совершенное самое творение Божие. И Церковь собрала Первый вселенский собор, память которого мы сегодня совершаем, и осудила это лжеучение. И вот это лжеучение, оно хоть и было осуждено, но оно по сей день ещё живёт, и существует очень много таких групп, которые придерживаются вот этого арианского учения. И вот говорят, что вот церквей очень много. Да, очень много распространилось, но не церквей, а вот этих лжеучений. И вот за каждым этим отколом от Церкви стоит какой-то лжеучитель. Вот кто-то за этим стоит, потому что Церковь Христова - это тот организм, который никогда ни от кого не отделялся, и мы, вот наша Церковь, - свидетели тому, что в нашей истории не было никаких расколов. Мы всегда принадлежали к телу церковному и остаёмся, находимся в этом теле Христовом.

Но вокруг вот происходят страшные вещи. Вот особенно была страшная такая история у нас тут в 27-м году, когда диктатор, безбожник, коммунист, враг Христов Сталин решил создать свою церковь. И... ну, Сталин - это всё равно внешний для Церкви персонаж, но это злая воля, злая сила, убийца. И, к сожалению, нашлись внутри нашей Православной Церкви такие предатели, как Сергий (Страгородский) и те, кто его поддержал, которые создали отдельную новую церковь - то, что вот сейчас мы называем Московской Патриархией. Это Церковь, которую создал Сталин. Создал для того, чтобы она обслуживала злую богоборческую, антихристианскую силу. И вот с момента своего создания в 27-м году и по сей день они эту силу злую обслуживают.

Мы не имеем к ним никакого отношения. Мы никогда ни от кого не откалывались, потому что когда произошёл этот сергианский раскол, этот новый Арий - Сергий, то Церковь заключалась здесь, вот в нашей стране, это была катакомбная церковь, их в начале было намного больше, чем сергин, катакомбников, которые не приняли учение, и за границей - это Русская Православная Церковь Заграницей. Вот в них содержалось правильное, верное учение Христово, и в них содержалась благодать, спасительная благодать таинств. Но, к сожалению, здесь у нас безбожники-богоборцы уничтожили катакомбную церковь практически, потому что в таких условиях невозможно было выжить, а Зарубежную Церковь они начали раскалывать, раскалывать на разные части, как они это хорошо умеют делать, друг против друга настраивать, ссорить людей. И в итоге так получилось, что часть Зарубежной Церкви соединилась с этой Московской Патриархией, но соединилась без покаяния этой Московской Патриархии. То есть они приложились к этой неправде, которая там содержалась. Мы не враги Московской Патриархии. Там, конечно, много есть верующих людей простых, множество. Но вот это возглавление, которое служит богоборцам, которое вот стало на службе антихристу, вот с этим мы никогда не можем примириться. Пусть они покаются, пусть они уберут всю политику из своей жизни, пусть они занимаются только спасением, только словом Христовым и больше ничем, не занимаются никакой политикой. Вот тогда это путь к их выздоровлению. Но мы видим, что чем дальше, тем больше там политики, и тем больше они приспосабливаются, к сожалению, к власти, существующей сейчас в Кремле.

Так что многие удивляются, что вот почему так много церквей разных, почему все друг с другом ругаются. Ну вот потому что вот за каждым таким расколом, каждой новой церковью стоит свой Арий, свой расколоучитель, свой расколовождь. Не Христос стоит в основании Церкви, а вот какой-то вот такой человек, как вот Лютер был, который лютеранское протестантское движение основал. Это не Христос основал протестантов, а Лютер их основал. Так везде во всех областях надо смотреть, надо следить. Вот человек, который должен спастись, хочет спастись, он должен исследовать: вот действительно он в Церкви Христовой находится. А Церковь Христова, она тем отличается от не-церкви, от лже-церкви, что в её истории не было никаких расколов, что она ведёт свою историю от Христа и Его апостолов. Вот это подлинная церковь Христова. А вот так вот отколоться, а потом вдруг там передумать и якобы раскаяться и опять стать Церковью - так не бывает, а кто от Церкви откалывается, отделяются - у них только один путь вернуться к Церкви - присоединиться к тем, кто от Церкви не отделялся. А это автоматически не происходит. Вот сначала одно говорили, теперь мы другое говорим, значит, у нас теперь всё правильно. Нет, неправильно! Вы вернитесь в Церковь, присоединитесь к тем, кто соблюл Христа в своей душе и в своём учении. Вот там спасение, там церковь Христова. Храни вас всех Господь.
-----------------------------------------

Агафангел в этой речи ничего нового не сказал. Он проповедует то, что можно назвать «теорией выключения» (или «теорией исключения»). Этот термин, кажется, предложил Григорий (Лурье). Суть этой экклезиологии заключается в том, что по своей воле можно только отпасть от Церкви, но в случае отпадения нельзя уже вновь Церковью стать. Точнее, можно, но не просто по своему желанию, а только путём присоединения к тем, кто от Церкви не отпал. Чаще всего, конечно, так и происходило. Но были и исключения. Была в 795-797 и 806-811 годы михианская схизма, закончившаяся полным примирениям сторон. Был целый ряд расколов между Востоком и Западом. Был очень жёсткий и жестокий конфликт между патриархами Тарасием и Фотием в IX веке (кстати, обоих их канонизировали), которых уже помирили заочно, после их смерти. Был полуторавековой разрыв в отношениях между Константинополем и Москвой. Наконец, нельзя не вспомнить и греко-болгарскую схизму, которая хоть и завершилась только в 1945 году (то есть после пресловутого 1927 года), но Российская Церковь никогда не заявляла о безблагодатности Болгарского экзархата и вплоть до 1917 года вполне охотно обучала в своих духовных школах студентов оттуда. В XX веке «теория выключения» полностью возобладала у греков-старостильников, а во времена митрополита Филарета (Вознесенского) утвердилась и в РПЦЗ. Попытка её хотя бы частично пересмотреть закономерно привела к обвинениям в предательстве и отходе от «исконного курса», и то, что этот исконный курс является изобретением старостильников XX века, уже никого из «ревнителей» не волновало.

А теперь к тексту проповеди. В свете сказанного выше становится понятным, что слова «в нашей истории не было никаких расколов» - это просто самозаговаривание. Расколов и отколов было множество. В том числе в истории РПЦЗ. Не обошлось без них и в истории РПЦЗ(А). О таковых много писалось в этом блоге. «Мы никогда ни от кого не откалывались», - заверяет Агафангел, запрещённый в служении и лишённый сана именно за откол от РПЦЗ. Сталин в 1927 году вовсе не создавал никакой новой церкви. Он использовал уже то, что есть, поставив это на службу своей внешней политике. Это подтверждает то, что не существует указа Сталина от 1927 года, где говорилось бы об учреждении некоей новой церкви. Кстати, в 1927 году время власть Сталина ещё отнюдь не была абсолютной. Абсолютной она стала лишь по итогам «большого террора».

«Создал для того, чтобы она обслуживала злую, богоборческую, антихристианскую силу. И вот с момента своего создания в 27-м году и по сей день они эту силу злую обслуживают». Тут тоже надо пояснить. Про то, что СССР и во времена Сталина, и во времена Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко и даже раннего Горбачёва был богоборческим, вполне очевидно. Но, по Агафангелу (Пашковскому), возникшая на месте СССР Российская Федерация с совершенно другой идеологией, всё равно остаётся «злой, богоборческой и антихристианской» даже в 1990-е годы при архилиберальном законе о свободе совести и религиозных организациях 1990 года, позволившим иностранным сектам массово хлынуть в страну. «Злой, богоборческой и антихристианской» Россия оставалась и в 2000-е, когда была сделана некая ставка руководства страны на Русскую Православную Церковь, и по всей стране строились новые и восстанавливались старые храмы и монастыри. А неприятие к российскому руководству автоматически распространяется и на руководство церковное. То есть здесь уже имеется определённое насилие над здравым смыслом.

То, что «их в начале было намного больше, чем сергин, катакомбников, которые не приняли учение», - это действительности не соответствует. Оппозиционеров митрополиту Сергию, конечно, было очень много. Михаил Шкаровский и Алексей Беглов оценивают общее количество иосифлянских приходов приходов в 2,5 тысяч при общем количестве зарегистрированных приходов в 28 тысяч. Конечно, в эти 2,5 тысячи не входили, например, сторонники Кирилла (Смирнова), Феодора (Поздеевского) и Андрея (Ухтомского), но о большинстве тут никак нельзя говорить. Также я писал, что количество оппозиционных митрополиту Сергию (Страгородскому) епископов доходило до 60 при общем количестве епископата в 270-250 человек. В целом здесь Агафангел здесь транслирует ещё послевоенные мифы, распространившиеся в РПЦЗ, не подкрепленные научными исследованиями.

Единственная причина проблем в зарубежье, по Агафангелу, - это деятельность советских спецслужб. «Зарубежную Церковь они начали раскалывать, раскалывать на разные части, как они это хорошо умеют делать, друг против друга настраивать, ссорить людей». Спецслужбы там, конечно работали, но вот только не надо всё это переоценивать. Потому что во первых у западных стран были свои спецслужбы, вто вторых, сама РПЦЗ стремилась дистанцироваться от людей, замеченных в связях с СССР, а в третьих (и то самое главное), русская эмиграция никогда единой не была. Она всегда делилась на группы и группки, которые между собой враждовали. Такое деление отнюдь не минуло и Церковь, которая разделилась на «карловчан», «евлогиан», сторонников Северо-Американской митрополии и Московского Патриархата. Были до середины 1940-х даже и обновленцы. Увы, но все худшие стороны русского характера эмигранты в эмиграции вполне сохранили. Лишь ненависть к советскому строю ещё худо-бедно удерживала РПЦЗ от распада. Когда же РПЦЗ не стало, тут же появилась «партия» примирения с Московским Патриархатом. И здесь я настаиваю: партию эту вовсе не в ФСБ создавали. Тут сработали вполне себе эмигрантские мечты о возрождении православной Руси. Но, конечно, принять такое могли отнюдь не все. Вот в этом всё причины расколов, а не в мифических спецслужбах.

«Мы не враги Московской Патриархии» - заверяет Агафангел и тут же обвиняет «возглавление» Московского Патриархата в служении антихристу! «Пусть они покаются, пусть они уберут всю политику из своей жизни, пусть они занимаются только спасением, только словом Христовым и больше ничем, не занимаются никакой политикой» - говорит прожжённый политик Агафангел (Пашковский), изгнавший из РПЦЗ(А) всех, кто хоть как то пытался противиться его политической линии, и превративший РПЦЗ(А) в какую то антирусскую секту. Не могу не вспомнить о Патриархе Тихоне, который по крайней мере с июня 1923 года пытался быть аполитичным и поступать по совести, за что советской властью был заклеймён как контрреволюционер, и о митрополите Сергии (Страгородском), которому удалось стать «аполитичным» с точки зрения советской власти путём заявлений, что в СССР нет и никогда не было никаких репрессий, и запретами в служении в отношении тех, кто такую линию критиковал. Здесь всё перевернуто с ног на голову. Но я не удивляюсь. Ибо трудно православной иерархии без политиков и без государства, или хотя бы бещ мыслей про них. Ну и насчёт покаяния: сам то Агафангел хоть в чём то в своей жизни каялся, в том числе публично? Или раз он в истинной церкви, то слово покаяние к нему не применимо и ему как новому папе должны теперь целовать туфлю?

«Они приложились к этой неправде, которая там [в Московском Патриархате] содержалась» - говорит Агафангел про тех, кто примирился с Московским Патриархатом. В какой-то мере это так, но «приложились» ведь в РПЦЗ и к правде, «которая там». То есть РПЦЗ завязала обычные человеческие отношения, перестав рассматривать сквозь лупу вский недостаток в церковной жизни. «Приложилась» к РПЦЗ и к научным материалам, изданным в Московском Патриархате. Также были восстановлены восстановила отношения с другими поместными церквами. В общем, вражда - это правильно, а прощение и примирение - это предательство. В соё время блаженной памяти митрополит Лавр не пожелал так мыслить, из-за чего столкнулся с какой то феерической ненавистью в свой адрес. А мне так и хочется спросить агафангеловцев и всех им подобных: если вы такие святые, то почему вы такие злые?

Агафангел (Пашковский), багословие, видео

Previous post Next post
Up