Протодиакон Андрей Псарёв об Афанасии (Савицком)

Apr 28, 2024 01:13

Протодиакон Андрей Псарёв на своём сайте rocorstudies.org опубликовал свои воспоминания и размышления о иерархе РПЦЗ(А) Афанасии (Савицком) на английском языке. Предлагаю их в переводе на русский:

«Получение автокефалии Северо-Американской митрополией от Московского патриархата в 1970 году вызвало бурную дискуссию о том, где и что такое Церковь-мать.

С конца 1930-х годов, после мученической кончины патриаршего местоблюстителя святого Петра [Полянского], митрополита Крутицкого, Русская [зарубежная] церковь ввела поминовение “Православного Епископства гонимыя Церкве Российския” вместо ектений, обычно предназначавшихся для высшей церковной власти.

Признание со стороны ПЦА Московского Патриархата законной Русской Церковью привело к тому, что Архиерейский собор РПЦЗ в Монреале в 1971 году признал Катакомбную церковь в качестве церкви-матери для РПЦЗ....

Я приехал в семинарию в Джорданвилле в 1990 году из тогда ещё Советского Союза. Летом 1996 года я впервые вернулся в то, что уже было Российской Федерацией. Частью этого плана была экспедиция в российские катакомбы. Так я познакомился с о. Афанасием, который скончался 14 февраля [2024 года], в качестве епископа в церковной группы под руководством бывшего епископа РПЦЗ Агафангела [Пашковского] Одесского. Отец Афанасий был рукоположен группой катакомбной церкви, которая вела своё происхождение от так называемого епископа Серафима (Поздеева, ум. 1971).

В 1990 году, основываясь на экспертных знаниях владыки Лазаря [Журбенко], епископа РПЦЗ в России, Синод РПЦЗ квалифицировал все хиротонии, совершённые Серафимом (Поздеевым), как лишённые благодати. Из материалов советских допросов Поздеева, которые вновь всплыли в начале 2000-х годов, стало ясно, что он был самопровозглашённым епископом.

Вернувшись в Джорданвилль, я написал отчёт Архиерейскому синоду РПЦЗ о своих встречах с “катакомбниками” в Беларуси (“схимитрополитом” Епифанием [Каминским]), на Кавказе (“схимитополитом” Феодосием [Гуменниковым]) и в России (“архимандритом” Афанасием). “Катакомбники” не проявляли интереса к диалогу с РПЦЗ, подобному тому, который позже состоялся с Московским патриархатом. Однако они были не прочь вступить в общение с РПЦЗ, лишь бы их не подвергали какой-либо проверке.

Копия этого отчёта должна быть доступна в архивах [Свято-Троицкой] семинарии и, возможно, Архиерейского синода [РПЦЗ]. Когда епископ Одесский Агафангел отказался признать примирение 2007 года и организовал собственное церковное управление, он использовал этот отчёт в качестве аргумента для принятия в общение ветви Катакомбной церкви, происходящей от Серафима Поздеева.

Тот факт, что над преосвященным Афанасием была прочитана молитва посвящения, даёт основание предположить, что он имел статус мирянина (он был крещён в Московском патриархате), когда непосредственно был рукоположен в сан епископа. В то же время Константинопольский патриархат принял украинских схизматиков, которые не имели апостольского преемства, без какого-либо канонического исправления. Таким образом, суть этого разговора заключается в том, что в то время как путь сохранения централизованной церковной организации в России и диаспоре влёк за собой опасность компромисса с антихристианскими властями, путь децентрализации нёс с собой опасность утраты апостольского преемства, а также чувства единства, о котором Господь молился в Гефсимании (Ин. 17). Господи, будь милостив к новопреставленному Афанасию и к нам, грешным!»



На фото Андрей Псарёв (слева), паства Афанасия (Савицкого) и он сам (справа)

Агафангел (Пашковский), Лазарь (Журбенко), секачёвцы, РПЦЗ в России, Андрей Псарёв, Серафим (Поздеев), катакомбники, Афанасий (Савицкий)

Previous post Next post
Up