Откуда взялась «Русская Православная Церковь»

Feb 29, 2024 21:02

Сегодня во Владимирском зале Московского епархиального дома ПСТГУ состоялась презентация книги доктора исторических наук Арсения Владимировича Соколова «Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений 1917-1918 гг.». Эта книга весьма интересна по части развенчания многих устоявшихся мифов по части роли и участи Церкви в период Февральской и Октябрьской революций и, конечно, между ними.

И вот что интересного приводит автор. Оказывается, название «Русская Православная Церковь» появилось вовсе не в 1943 году, как об этом любит говорить, например, Михаил Ардов, а ещё в 1917 году при Временном правительстве. И связано это было вот с чем. В марте 1917 года от Православной Российской Церкви явочным порядком отделилось грузинское православное духовенство, явочным порядком заявившее о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви. И Временное правительство стало на их сторону, признав эту автокефалию, правда, лишь по национальному признаку, а не по территориальному, как того хотели грузины. Но так как, несмотря на свою автокефалию, Православная Церковь при Временном правительстве не была отделена от государства, всё равно это государство продолжало контролировать церковные дела и в Грузии. И вот тут-то и появился термин «Русская Православная Церковь», которая обозначала все православные общины Православной Российской Церкви за исключением грузинских. Сама Российская/Русская Церковь этого не признавала, но в дальнейшем даже в официальных документах самоназвания были разные, в чём можно убедиться, пролистав, например, широко известный сборник «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг.»

Но затем наша Церковь стала называть себя в том числе и так, как принято сейчас:

- «Осуществилось давнее желание и заветная мечта русского православного народа о необходимости для Русской Православной Церкви иметь кормчего и духовного вождя» (с. 64)
- «Мы пришли к следующим заключениям, опирающимся не на Нашем только личном убеждении, но на каноническом сознании иерархов всей Русской Православной Церкви» (с. 154)
- «И Промысл Божий уже ставит пред некоторыми из чад Русской Православной Церкви это испытание» (с. 160)
- «Я признаю Карловицкий Собор заграничного русского духовенства и мирян не имеющим канонического значения и послание его о восстановлении династии Романовых и обращение к Генуэзской конференции не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви»; «не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви и, ввиду их чисто политического характера, не имеющими церковно-канонического значения.» (с. 193)
- «Священники обязаны подробно выяснять себе и своим пасомым, что Русская Православная Церковь ничего общего не имеет с контрреволюцией» (с. 298)
- «отступивший от общения со Мною, как законным Главою Русской Православной Церкви» (с. 315)
- «Прочитав указанные протоколы, Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви. <…> А потому всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со Мною, как единственно законным и православным Первоиерархом Русской Православной Церкви, без Моего ведома не законна, не будет принята русским православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви». (с. 322)
- «Последний, получив разрешение на собрание, еще в июле прошлого года соборным голосом осудил обновленцев, как схизматиков, а ко Мне обратился с просьбой стать снова во главе Русской Православной Церкви и быть Ее кормчим до того момента, когда Господу Богу угодно будет даровать мир Церкви голосом Всероссийского Поместного Собора и засвидетельствовать перед всем миром нашу правду. <…> Всякий, кто явится к Нам, если пожелает беспристрастно, без предвзятых идей и определенных заданий, познакомиться с положением церковных дел в России, изучить появление, рост и жизнь так называемого обновленческого раскола, встретит с Нашей стороны благожелательное отношение, если он явится к Нам, как к законному главе Русской Православной Церкви. Желания и надежды благочестивого народа СССР одни: да дарует Господь Русской Православной Церкви мир, да приведет Господь в ограду Церкви отошедших от Нее и от Нас, как законного главы Православной Русской Церкви. <…> В уверенности, что Ваше Святейшество, как возлюбленный во Христе брат Наш, вознесете молитвы об умиротворении Русской Православной Церкви и при первой к тому возможности войдете в письменные сношения с Нами и через общение как со Мною, так и со Священным при Мне Синодом будете иметь возможность ознакомиться с действительным положением церковных дел Православной Русской Церкви и уверитесь, что истина за Нами и с Нами». (c. 324)
- «Май месяц 1922 г. был тяжелой годиной испытаний для Русской Православной Церкви» (c. 324)
- «Нам было предъявлено требование о введении гражданского календаря в обиход Русской Православной Церкви». (c. 335)
- «В 1922 году в Русской Православной Церкви произошло знаменательное событие. Идейная часть Церкви, руководимая авторитетными епископами и священниками, прервала общение с патриархом ТИХОНОМ» (c. 348)
- «В целях благоустроения церковной жизни и для управления Русской Православной Церковью я неоднократно входил с ходатайствами в подлежащие гражданские учреждения о регистрации при мне Священного Синода.» (c. 354)
- «Осиротели епископы, осиротело духовенство, сиротой стал православный русский народ, вдовой Русская Православная Церковь» (с. 365)
- «И мы верим, что Господь смилуется над Русской Православной Церковью, по молитвам Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона» (c. 372)
- «Едва ли на всем протяжении истории Русской Православной Церкви было имя, в такой мере приковывавшее внимание всего христианского мира, как имя безвременно погибшего Патриарха Тихона» (c. 380)
- «На заре крестного пути, какой, волей Божией, был предназначен для Русской Православной Церкви, святитель Тихон возглавил эту Церковь как первый Патриарх; и как ангел своей Церкви и верный хранитель Ее заветов, честно и мужественно нес этот Крест духовного водительства до последнего вздоха» (c. 392)
- «Он - образ Святейшего Тихона - с годами, по мере возрождения Русской Православной Церкви, все ярче будет блистать на православном горизонте, как путеводная звезда» (c. 394)
- «решили избрать Временный Высший Церковный Совет для ведения текущих дел Русской Православной Церкви и для подготовки канонически правильного Собора, полномочного управителя и устроителя Ее, не позже лета 1926 г.» (c. 425)
- «причем предметом занятий Совета будет управление Русской Православной Церковью» (c. 427)
- «По моему глубокому убеждению, без этого неизбежен раскол среди иерархов Русской Православной Церкви, коему, по долгу архиерейской присяги, ни один из иерархов, входящих в состав ВЦС, разумеется, содействовать не может, и я вынужден буду просить ВЦС освободить меня от обязанностей члена оного Совета.»
- «Преосвященных: архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковского], архиепископа Константина [Булычева], епископов Ульяновского Виссариона [Зорина], Переяславского Дамиана [Воскресенского], Усть-Медведицкого Тихона [Русинова], Каменского Иннокентия [Бусыгина] и епископа Вассиана [Пятницкого], участвовавших в организации ВЦС, вошедших в его состав и самочинно присвоивших себе высшую власть в Русской Православной Церкви, - предать соборному суду архиереев за нарушение правил Апостолов 34 и 35 и Антиохийского Собора 10 и 11 и др., аналогичных приведенным.» (c. 434)
- «то есть временно состоит во главе иерархии Русской Православной Церкви, или Московского Патриархата, пределы которого совпадают с территорией Союза ССР» (с. 470).
- «обсудив бедственное положение Церкви, близко приняли его к сердцу, решили сорганизовать и сорганизовали Временный Высший Церковный Совет для ведения текущих дел Русской Православной Церкви и для подготовки к созыву Православного Поместного Собора, правомочного управителя и устроителя церковного» (с. 482).

Но до 1943 года продолжала существовать путаница. Называлась наша церковь и «Православной Российской», и «Российской православной», и «Всероссийской православной», и «Русской православной», и «Православной Русской» и так далее. Например, в печально знаменитой «Декларации» 1927 года она называется и «Православная Русская церковь», и «Православная Всероссийская Церковь», и даже «Православная Церковь в Союзе».

Михаил Ардов, Тихон (Беллавин)

Previous post Next post
Up