8 или 9 июня 2023 года мирно скончался во сне клирик «Зарубежного округа» (юрисдикция Андроника (Котлярова) и Андрея (Ерастова)) митрофорный протоиерей Алексей Микриков.
Родился 6 марта 1938 года в Харбине (Китай). В 1957-1961 годы работал механиком в Харбине. Затем переехал в Австралию. Проживал в Мельбурне, где также работал механиком до 1965 года. Затем переехал в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (США) (1968). Женился в 1973 году.
Вскоре был рукоположен во диакона и священника в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). В 1991 году упомянут как священник, заведующий епархиальным имуществом Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), член епархиального совета Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии РПЦЗ, заместитель настоятеля Вознесенского кафедрального собора и Свято-Сергиевской церкви в городе Глен-Ков (штат Нью-Йорк, США). В 2007 году упомянут как протоиерей, настоятель прихода в честь иконы Божией Матери Курская Коренная в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США). Окормлял также Свято-Троицкий приход в Норт-Андовере (США).
В 2000-е годы был противником установления канонического общения и объединения Московского патриархата и РПЦЗ. В 2007 году перешёл в юрисдикцию Временного высшего церковного управления Русской православной церкви заграницей (ВВЦУ РПЦЗ) под предстоятельством епископа Таврического и Одесского Агафангела (Пашковского).
В последние несколько лет из-за болезни был не в состоянии совершать общественные богослужения и пребывал на покое.
--------------------------
на сайте Северо-Американской епархии «Зарубежного округа»
приведены трогательные воспоминания о почившем.
8 Июня в Австралии на 86-м году жизни отошел ко Господу протоиерей Алексей Микриков. Мне, грешному, посчастливилось провести с батюшкой вместе полтора года и хотелось бы поделиться своими воспоминаниями об этом истинном иерее Русской Зарубежной Церкви.
Для многих в нашей церкви 2007-ой год был годом трагическим, годом искушений и годом большого предательства, когда наши бывшие братья отвернулись от чистого православия. Но для меня, по милости Божией, этот год оказался самым мирным и духовно - радостным в моей жизни - исключительно благодаря отцу Алексею.
Батюшка служил вторым священником в Богоявленском приходе Зарубежной церкви города Бостона, в тот момент, когда архиереи подписали документы об объединении с Московской патриархией. Отец Алексей, разумеется, это решение отверг. “Как я могу взять на свою голову три анафемы и две ереси?”, - впоследствии говорил он. За такое неподчинение в день подписания у него был грубо отобран Антиминс, и он был выставлен из церкви. Батюшка пытался объяснить людям причины своего несогласия, но за ним пошла только маленькая группа прихожан. Обидно было смотреть на его бывших почитателей, только недавно плачущих и рыдающих на его исповеди, а теперь гордо от него отвернувшихся как от еретика.
Вот почему батюшке пришлось вернуться в свой дом в Джорданвилле, где у него была пристроена к дому церковь и куда мы, кучка бывших прихожан Бостонского прихода часто приезжали на службы. О. Алексей время от времени также приезжал служить в маленькой Греческой церкви Бостона. Замечательное это было время! После Всенощной был ужин, за которым о. Алексей рассказывал разные истории из своей жизни и пытался понять - как же его горячо любимая Зарубежная церковь могла так низко пасть? Для него это падение было катастрофой воистину вселенского масштаба и его это событие сильно пошатнуло. Насколько я помню, о. Алексей определял ересь экуменизм как равенство Бога и дьявола, а ересь сергианства, как равенство государственной власти и церковной власти. Конечно, такого нового строя батюшка никак не мог принять. Чтобы понять мировоззрение отца Алексея и суть его историй, нужно немного сказать о его жизни.
Батюшка вырос в г. Харбине (Китай), где был знаком со многими подвижниками, включая св. Митрополита (тогда игумена) Филарета [Вознесенского]. Он видел святость - и также видел разруху и голод, которые принесла с собой советская власть. Потом отцу Алексею (тогда молодому человеку) удалось с родителями выехать из Китая в Австралию, а потом перебраться в Америку и учиться в Св. Троицкой семинарии в Джорданвилле - опять же под омофором митрополита Филарета. После принятия сана священства О. Алексей служил в Австралии (где я слышал он даже проповедовал по радио), а позже в пригородах Нью - Йорка.
О ком же рассказывал нам о. Алексей? Много было рассказов о Харбинских подвижниках. Прежде всего о схиигумене Игнатии [Мелехине] - знаменитом старце, подвизавшемся в подвале Харбинской церкви “Всех скорбящих радости”. Родная мать о. Алексея очень часто ходила за советами к старцу Игнатию - и батюшка был свидетелем многих чудес, происходившим по молитвам этого прозорливого старца. Особенно запомнилась нашумевшая история в Харбине, когда старец Игнатий вдруг стал говорить, что ожидает ночью гостей. Старец был слепым и все недоумевали, каких гостей он ожидает. А наутро оказалось, что в церкви обновилось много икон. Советская власть даже опешила, на зная, как объяснить такое очевидное чудо. Еще батюшка рассказывал о юродивой Антонине, ходившей по Харбину обмотанной множеством полотенец и многим помогшая уехать из советского Харбина. Эта юродивая упомянула о. Алексею, что игумен Филарет получит за “свое долготерпение” белый клобук - за 20 лет до наречения Епископа Филарета в Митрополиты.
Мы слышали истории о чудесах святого Иоанна Кронштадтского, рассказанные отцу Алексею очень давно непосредственными свидетелями этих чудес. Батюшка очень почитал Владыку Иоанна Шанхайского - он знал Его лично, общался с ним, молился Ему и как-то в разговоре упомянул, что Владыка Иоанн приходил к нему в полусне и заметно облегчил боль в боку, от которой о. Алексей страдал.
Но больше всего было рассказов о его духовном отце митрополите Филарете. Жизнь о. Алексея была близко переплетена с жизнью Владыки Филарета. Сказать, что отец Алексей почитал Владыку не дает полной картины. Батюшка смотрел на Владыку как на недосягаемую высоту, как на великого Пастыря, подвижника, богослова, молитвенника и человека, наравне с древними отцами Церкви. Отец Алексей подчеркивал, что несмотря на свои необычайные таланты и образованность, Владыка Филарет всегда оставался скромным, тактичным и деликатным - особенно в отношении к людям, которые Его всячески преследовали, гнали и унижали - и таких было множество - начиная от Харбина и кончая Нью-Йорком.
По молитвам игумена Филарета еще в Харбине, поправился родной отец батюшки - и юноша Алексей в первый раз увидел, что такое настоящая молитва. Молодой о. Алексей участвовал в кружках молодежи, которые Вл. Филарет устраивал в Харбине и в Нью-Йорке. Отец Алексей рассказывал нам о мудром подходе Владыки Филарета к людям, о его стойкости, мужестве в борьбе с советской властью, о его терпении, когда братья-Архиереи его часто не понимали… … Нужно было видеть с какой радостью и умиротворением слушал отец Алексей записи бесед Владыки, которые он раньше не слышал. Мне казалось, что для отца Алексея Владыка Филарет навсегда остался самым духовно-близким человеком. В доме батюшки всегда горели белые заупокойные свечи перед портретами схиигумена Игнатия и митрополита Филарета.
Что читал батюшка? Его настольной книгой было святое Евангелие, которое он не просто читал, а изучал и старался вникнуть в каждое слово. Он часто брал в руки книгу “Моя жизнь во Христе” и восхищался глубиной мыслей и видения Отца Иоанна. Очень батюшка почитал о. Амвросия Оптинского, и часто перечитывал письма старца Амвросия. Он читал книги самого разнообразного содержания и было на его полках множество других книг, особенно авторов Зарубежной Церкви.
Разговаривать с отцом Алексеем было очень интересно. Он всегда рассуждал с энергией и пылом и наши беседы длились часами. Высказывания о. Алексея были яркими, оригинальными и во многом утешительными. Должен сказать, что его духовная и молитвенная жизнь была скрыта от посторонних, но я мог видеть его внутреннюю настроенность во время церковных служб. Я был свидетелем чудес, совершаемых по его молитвам, и слышал от других о его прозорливости.
Встает перед глазами образ улыбающегося батюшки отца Алексея - и становится печально, что уходят из этой жизни последние подвижники Зарубежной Церкви. Но будем верить и надеяться, что отец Алексей ходатайствует за всех нас у престола Божия рядом со своим любимым Владыкой - и что мы с ним опять увидимся, если будем достойны - уже в следующей жизни. Господи, благослови.
Диакон Григорий [Аксельрод]
----------------
При всей их трогательности следует понимать, что о. Алексий, насколько можно судить, так и не простил Русскую православную церковь и предпочёл фактически полусектантское существование, в каком ныне и пребывает «Зарубежный округ», хотя с 1945 года до отъезда в Австралию из Харбина в 1961 году пребывал в Московском патриархате.
Не могу, конечно, не обратить внимание на честное признание диакона Григория, что «уходят из этой жизни последние подвижники Зарубежной церкви». Так и хочется спросить, а почему так мало подвижников пошли к вам? И почему вы сами оказались неспособны этих подвижников воспитывать? Если бы святость процветала в вашей среде, то это было бы весомым оправданием вашего обособленного существования. Но раз этого нет, зачем ото всех обособляться?