протоиерей Алексий Микриков (1938-2023)

Jun 13, 2023 00:37

8 или 9 июня 2023 года мирно скончался во сне клирик «Зарубежного округа» (юрисдикция Андроника (Котлярова) и Андрея (Ерастова)) митрофорный протоиерей Алексей Микриков.

Родился 6 марта 1938 года в Харбине (Китай). В 1957-1961 годы работал механиком в Харбине. Затем переехал в Австралию. Проживал в Мельбурне, где также работал механиком до 1965 года. Затем переехал в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (США) (1968). Женился в 1973 году.

Вскоре был рукоположен во диакона и священника в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). В 1991 году упомянут как священник, заведующий епархиальным имуществом Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), член епархиального совета Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии РПЦЗ, заместитель настоятеля Вознесенского кафедрального собора и Свято-Сергиевской церкви в городе Глен-Ков (штат Нью-Йорк, США). В 2007 году упомянут как протоиерей, настоятель прихода в честь иконы Божией Матери Курская Коренная в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США). Окормлял также Свято-Троицкий приход в Норт-Андовере (США).

В 2000-е годы был противником установления канонического общения и объединения Московского патриархата и РПЦЗ. В 2007 году перешёл в юрисдикцию Временного высшего церковного управления Русской православной церкви заграницей (ВВЦУ РПЦЗ) под предстоятельством епископа Таврического и Одесского Агафангела (Пашковского).

В последние несколько лет из-за болезни был не в состоянии совершать общественные богослужения и пребывал на покое.

--------------------------
на сайте Северо-Американской епархии «Зарубежного округа» приведены трогательные воспоминания о почившем.

8 Июня в Австралии на 86-м году жизни отошел ко Господу протоиерей Алексей Микриков. Мне, грешному, посчастливилось провести с батюшкой вместе полтора года и хотелось бы поделиться своими воспоминаниями об этом истинном иерее Русской Зарубежной Церкви.

Для многих в нашей церкви 2007-ой год был годом трагическим, годом искушений и годом большого предательства, когда наши бывшие братья отвернулись от чистого православия. Но для меня, по милости Божией, этот год оказался самым мирным и духовно - радостным в моей жизни - исключительно благодаря отцу Алексею.

Батюшка служил вторым священником в Богоявленском приходе Зарубежной церкви города Бостона, в тот момент, когда архиереи подписали документы об объединении с Московской патриархией. Отец Алексей, разумеется, это решение отверг. “Как я могу взять на свою голову три анафемы и две ереси?”, - впоследствии говорил он. За такое неподчинение в день подписания у него был грубо отобран Антиминс, и он был выставлен из церкви. Батюшка пытался объяснить людям причины своего несогласия, но за ним пошла только маленькая группа прихожан. Обидно было смотреть на его бывших почитателей, только недавно плачущих и рыдающих на его исповеди, а теперь гордо от него отвернувшихся как от еретика.

Вот почему батюшке пришлось вернуться в свой дом в Джорданвилле, где у него была пристроена к дому церковь и куда мы, кучка бывших прихожан Бостонского прихода часто приезжали на службы. О. Алексей время от времени также приезжал служить в маленькой Греческой церкви Бостона. Замечательное это было время! После Всенощной был ужин, за которым о. Алексей рассказывал разные истории из своей жизни и пытался понять - как же его горячо любимая Зарубежная церковь могла так низко пасть? Для него это падение было катастрофой воистину вселенского масштаба и его это событие сильно пошатнуло. Насколько я помню, о. Алексей определял ересь экуменизм как равенство Бога и дьявола, а ересь сергианства, как равенство государственной власти и церковной власти. Конечно, такого нового строя батюшка никак не мог принять. Чтобы понять мировоззрение отца Алексея и суть его историй, нужно немного сказать о его жизни.

Батюшка вырос в г. Харбине (Китай), где был знаком со многими подвижниками, включая св. Митрополита (тогда игумена) Филарета [Вознесенского]. Он видел святость - и также видел разруху и голод, которые принесла с собой советская власть. Потом отцу Алексею (тогда молодому человеку) удалось с родителями выехать из Китая в Австралию, а потом перебраться в Америку и учиться в Св. Троицкой семинарии в Джорданвилле - опять же под омофором митрополита Филарета. После принятия сана священства О. Алексей служил в Австралии (где я слышал он даже проповедовал по радио), а позже в пригородах Нью - Йорка.

О ком же рассказывал нам о. Алексей? Много было рассказов о Харбинских подвижниках. Прежде всего о схиигумене Игнатии [Мелехине] - знаменитом старце, подвизавшемся в подвале Харбинской церкви “Всех скорбящих радости”. Родная мать о. Алексея очень часто ходила за советами к старцу Игнатию - и батюшка был свидетелем многих чудес, происходившим по молитвам этого прозорливого старца. Особенно запомнилась нашумевшая история в Харбине, когда старец Игнатий вдруг стал говорить, что ожидает ночью гостей. Старец был слепым и все недоумевали, каких гостей он ожидает. А наутро оказалось, что в церкви обновилось много икон. Советская власть даже опешила, на зная, как объяснить такое очевидное чудо. Еще батюшка рассказывал о юродивой Антонине, ходившей по Харбину обмотанной множеством полотенец и многим помогшая уехать из советского Харбина. Эта юродивая упомянула о. Алексею, что игумен Филарет получит за “свое долготерпение” белый клобук - за 20 лет до наречения Епископа Филарета в Митрополиты.

Мы слышали истории о чудесах святого Иоанна Кронштадтского, рассказанные отцу Алексею очень давно непосредственными свидетелями этих чудес. Батюшка очень почитал Владыку Иоанна Шанхайского - он знал Его лично, общался с ним, молился Ему и как-то в разговоре упомянул, что Владыка Иоанн приходил к нему в полусне и заметно облегчил боль в боку, от которой о. Алексей страдал.

Но больше всего было рассказов о его духовном отце митрополите Филарете. Жизнь о. Алексея была близко переплетена с жизнью Владыки Филарета. Сказать, что отец Алексей почитал Владыку не дает полной картины. Батюшка смотрел на Владыку как на недосягаемую высоту, как на великого Пастыря, подвижника, богослова, молитвенника и человека, наравне с древними отцами Церкви. Отец Алексей подчеркивал, что несмотря на свои необычайные таланты и образованность, Владыка Филарет всегда оставался скромным, тактичным и деликатным - особенно в отношении к людям, которые Его всячески преследовали, гнали и унижали - и таких было множество - начиная от Харбина и кончая Нью-Йорком.

По молитвам игумена Филарета еще в Харбине, поправился родной отец батюшки - и юноша Алексей в первый раз увидел, что такое настоящая молитва. Молодой о. Алексей участвовал в кружках молодежи, которые Вл. Филарет устраивал в Харбине и в Нью-Йорке. Отец Алексей рассказывал нам о мудром подходе Владыки Филарета к людям, о его стойкости, мужестве в борьбе с советской властью, о его терпении, когда братья-Архиереи его часто не понимали… … Нужно было видеть с какой радостью и умиротворением слушал отец Алексей записи бесед Владыки, которые он раньше не слышал. Мне казалось, что для отца Алексея Владыка Филарет навсегда остался самым духовно-близким человеком. В доме батюшки всегда горели белые заупокойные свечи перед портретами схиигумена Игнатия и митрополита Филарета.

Что читал батюшка? Его настольной книгой было святое Евангелие, которое он не просто читал, а изучал и старался вникнуть в каждое слово. Он часто брал в руки книгу “Моя жизнь во Христе” и восхищался глубиной мыслей и видения Отца Иоанна. Очень батюшка почитал о. Амвросия Оптинского, и часто перечитывал письма старца Амвросия. Он читал книги самого разнообразного содержания и было на его полках множество других книг, особенно авторов Зарубежной Церкви.

Разговаривать с отцом Алексеем было очень интересно. Он всегда рассуждал с энергией и пылом и наши беседы длились часами. Высказывания о. Алексея были яркими, оригинальными и во многом утешительными. Должен сказать, что его духовная и молитвенная жизнь была скрыта от посторонних, но я мог видеть его внутреннюю настроенность во время церковных служб. Я был свидетелем чудес, совершаемых по его молитвам, и слышал от других о его прозорливости.

Встает перед глазами образ улыбающегося батюшки отца Алексея - и становится печально, что уходят из этой жизни последние подвижники Зарубежной Церкви. Но будем верить и надеяться, что отец Алексей ходатайствует за всех нас у престола Божия рядом со своим любимым Владыкой - и что мы с ним опять увидимся, если будем достойны - уже в следующей жизни. Господи, благослови.

Диакон Григорий [Аксельрод]

----------------

При всей их трогательности следует понимать, что о. Алексий, насколько можно судить, так и не простил Русскую православную церковь и предпочёл фактически полусектантское существование, в каком ныне и пребывает «Зарубежный округ», хотя с 1945 года до отъезда в Австралию из Харбина в 1961 году пребывал в Московском патриархате.

Не могу, конечно, не обратить внимание на честное признание диакона Григория, что «уходят из этой жизни последние подвижники Зарубежной церкви». Так и хочется спросить, а почему так мало подвижников пошли к вам? И почему вы сами оказались неспособны этих подвижников воспитывать? Если бы святость процветала в вашей среде, то это было бы весомым оправданием вашего обособленного существования. Но раз этого нет, зачем ото всех обособляться?

in memoriam, Алексий Микриков, Григорий Аксельрод, Австралия, Филарет (Вознесенский), Зарубежный округ, Северная Америка

Previous post Next post
Up