Сайт pravdonbass.com год назад (11 января 2019) разместил в одной публикации ряд материалов под общим названием «
Причины катакомбного поражения». Общая цель такой публикации - критика деятельности Агафангела (Пашковского), в том числе желание показать, что он к истинно-православной церкви не имеет отношения. Я у размещаю здесь ту часть материала, которая относится теме причин кризиса катакомбного движения в бывшем СССР. Разумеется, этот текст грешит в первую очередь наивностью (идейных направлений в "катакомбах" было явно больше двух), но всё же нельзя не отметить искреннюю попытку самих истинно-православных разобраться в причинах постигшего их глубокого кризиса.
«У многих, думается, возникает вопрос, почему Катакомбную Церковь постигла столь печальная участь, почему столь многообещающее возрождение РИПЦ закончилось так плачевно? Надо не забывать то, что кроме человеческого фактора всё управляется свыше, а если Господь попускает внутрицерковным потрясениям, значит, раньше были допущены такие ошибки, которые лишают РИПЦ благоволения Божия.
Те, кто изучал историю Катакомбной Церкви, всегда замечают определённое различие между катакомбными общинами Луганщины и катакомбными общинами в других местах Руси. Причина кроется в том, что обычно катакомбники руководились катакомбными епископами и священниками, а Луганщина находилась под непосредственным духовным окормлением великой святой подвижницы блаж. ин. Параскевы, Христа ради юродивой. Слава о необыкновенной прозорливице и чудотворице распространялась далеко. Перед нею преклонялось православное духовенство, все знали, что она одушевлённый сосуд благодати Святого Духа. Поэтому то, духовное направление катакомбных общин Луганской области имело определённое отличие. Думается, что если бы путь катакомбных общин ИПЦ-РИПЦ был схож с духовным направлением, которым вела своих многочисленных духовных чад блаж.Параскева, то сейчас бы РИПЦ была на пути духовного расцвета. Ниже мы приводим главные различия между ИПЦ Луганщины и остальной частью ИПЦ.
1. Отношение к имяславию и имяславцам.
Катакомбные приходы и общины ИПЦ [вне Луганщины]: Придерживались официального мнения Синода и архиереев или вообще не касались этого вопроса. Редкое исключение - гонение на имяславцев считалось ошибкой.
Катакомбные приходы и общины ИПЦ на Луганщине: Имяборческое направление Синода считалось отступлением, а поэтому было необходимо всеобщее покаяние и исправление. До нашего времени пострадавшие афонские монахи открыто, одними из первых, поминались о упокоении. Книги иеросхимонаха Антония Булатовича изучались верующими.
2. Отношение к клятвопреступлению 1917 года
ИПЦ вне Луганщины: Шли в русле с епископатом и духовенством, прекратив незаконно поминовение Государя, Наследник и всех остальных представителей Дома Романовых.
ИПЦ на Луганщине: Поминовение Государя не прекращалось даже тогда, когда уже Царской Семьи не было в живых. Фотографии Царской Семьи хранились как святыня и находились рядом с иконами. Предательство Государя и соучастие в клятвопреступлении требовало открытого покаяния и исправления.
3. Отношение к сов. власти и декларации Митр. Сергия
ИПЦ вне Луганщины: Противостояние сов.власти и сергианству считалось главным для сохранения Православной веры. Сергианство у многих воспринималось как отпадение от Православия. Шли призывы к борьбе с советской властью духовными средствами.
ИПЦ на Луганщине: Советская власть воспринималась как праведное наказание Божие за непокаяние в выше названных отступлениях. Сергианство же воспринималось как захват Церкви обновленцами и продолжение прежних отступлений в Церкви. Главным спасением являлось покаяние хотя бы четвёртой части верующего народа.
4. Великая Отечественная война
ИПЦ вне Луганщины: Многие воспринимали войну, как конец советской власти. Часть духовенства и мирян на оккупированных немцами территориях перешли к легализации перковно-приходской жизни.
ИПЦ на Луганщине: Война воспринималась как очередное наказание Божие за непокаяние. Многие подвижники усердно молились о помиловании народа, молились за своих воинов. Тех верующих воинов, которые погибли на фронте, считали мучениками. Их поминали за упокой. Также открыто обличали немцев за их зверства против мирного населения и предсказывали им поражение в войне.
5. Послевоенный период
ИПЦ вне Луганщины: Находятся в глубоком подполье. Часто РПЦ МП считается «красной Церковью», «вавилонской блудницей» или вообще не считается за Церковь. Верующих, ходящих в храмы, часто считают отступниками и не православными.
ИПЦ на Луганщине: РПЦ МП воспринимается как Церковь, захваченная обновленцами. Верующих, ходящих в храмы,
считают попавшими в сети обмана. С ними общаются с любовью Христовой и, по возможности, объясняют сущность отступления.
6. Распад СССР и последующий период
ИПЦ вне Луганщины: Начинается широкомасштабная попытка возрождения Катакомбных приходов под названием РИПЦ без осознания главных церковных отступлений и необходимости: покаяния в них. Главная основа - противостояние МП, экуменизму и советчине. Фундаментом делаются высказывания новомучеников и исповедников Российских, а также официальное направление РПЦЗ последних десятилетий.
ИПЦ на Луганщине: Старые подвижники пытаются донести до духовенства завещание катакомбных старцев о необходимости покаяния епископата и духовенства в прежних отступлениях предшественников. Иначе снова будет тяготеть гнев Божий. Это созвучно словам свт. Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Франциского о необходимости покаяния в РПЦЗ, это должно быть первым шагом на пути к возрождению Святой Руси.
7. Возрождение Истинного Православия.
ИПЦ вне Луганщины: В РИПЦ укоренилось мнение, что возрождение возможно лишь в изоляцин от Русской Зарубежной Церкви на основе окормления приходов и общин. Позже Синод РИПЦ посчитал себя главным преемником РИЦЗ, [а] отделившиеся от него в 2016 году вполне спокойно, без осознания того, что попираются церковные каноны, перешли под омофор СИПЦ, считая это единственным правильным путём. Основой церковного бытия является Указ Патр. Тихона №362, церковные каноны отодвинуты на задний план. выполнение их в наше время не обязательно.
ИПЦ на Луганщине: Предсказание блаж. Параскевы и других подвижников давали понять главное: возрождение
лишь возможно при помощи ревнителей Православия из Америки. Там ещё есть крепкие в вере люди, которые могут возродить Истинное Православие. Если этого не произойдёт, то конец всему. Церковное возрождение возможно лишь при строгом выполнении канонов святой Церкви и покаянии в прежних отступлениях, епископат и духовенство должны это сделать в первую очередь.
Внимательно изучив эту таблицу, можно вполне сделать вывод, почему произошло катакомбное поражение. Мы помним притчу о мытаре и фарисее, что как бы мы не хвалились своей мнимой праведностью и непричастностью к грехам других, но если не смиряемся, не видим своих падений, а, порой, не понимаем в чём надо приносить покаяние, то помощи Божией в своих начинаниях никогда не получить. Как не была красивой бесплодная евангельская смоковница, но отсутствие плодов послужило её гибели. Так и возрождение РИПЦ, как и РПЦЗ, без осознания, в чём надо каяться, без покаяния, привело лишь к разрушениям и потрясениям. Правильное отношение к РПЦ МП, к верующим, ходящих в храмы МП, играло ключевую роль в судьбе РПЦЗ-РИПЦ. Но были забыто евангельское учение о любви к ближним, забыты слова свт.Иоанна Шанхайского о покаянии, оставлены в стороне церковные каноны и учение св.Отцов Церкви, а РПЦЗ-РИПЦ стали возрождать на основе прошлых ошибок и отступлений, ставя во главу угла высказывания на основе человеческого мышления. Поэтому, Господь и посрамил тех, кто созидает Церковь Христову не на учении Господнем, а на высказываниях человеческих. Ведь не случайно, что в РИПЦ распространялась брошюра под названием «Учение о Церкви святых новомучеников и исповедников Российских». Церковь Христова и если попираются главные заповеди о любви к Богу и ближним, то не надо это прикрывать мнимым следованием высказываниям новомучеников и исповедников. В окружение Архиеп. Лазаря (Журбенко), явно, было много тех, кто оказался в РИПЦ совершенно не для того, чтобы возрождать Истинное Православие, а для того, чтобы максимально воспрепятствовать переходу верующих с МП под омофор РИПЦ, поэтому то и создавался настоящий церковный монстр - верующие РПЦ МП, услышав чему учит духовенство и некоторые архиереи РИПЦ, навсегда отталкивались от катакомбной среды и оставались погружаться в тине отступлений МП. А ведь кому-то придётся за всё это дать строгий ответ Богу на Страшном Суде.
Духовные сподвижники и чада блаж. Параскевы на Луганщине чтили Архиеп. Лазаря, молились за него. Именно в этом крае он получил благословение старца Макария Новопсковского на возрождение Катакомбной Церкви. Парадокс, но спустя пять лет после кончины Владыки Лазаря члены Синода РИПЦ дошли до полного безумия. В беседе с архиереями РИПЦ представитель общины с Луганской области напомнил о благословении старца Макария, те же заявили: «Забирайте это благословение себе и везите его домой». Услышав этот безумный ответ, представитель общины, который ранее окормлялся у Архиеп. Лазаря, понял, что эти архиереи совсем не те люди, за которых они себя всем выдают. Вскоре он окончательно прекратил общение с духовенством и архиереями РИПЦ.
Надо сказать, что катакомбники Луганщины к духовенству РИПЦ относились с предосторожностью. Попытки архим. Питирима, игум. Нестора и священников прихода РИПЦ в г. Суходольске начать окормление старых катакомбных общин закончились ничем. Катакомбники пообщавшись с ними, некоторое время, даже причащаясь у них, сделали вывод, что они не так себя ведут как надо, их церковное направление идёт в разрез с прежними катакомбными пастырями и старцами Луганщины, а их наставления не имеют главного - призыва к общему покаянию в прежних церковных отступлениях.. Некоторые даже заподозрили, не подосланы ли они со стороны. Поэтому, почти все катакомбные общины на Луганщине отошли от окормления духовенством РИПЦ. Те, что помоложе, ездили в Одессу к Владыке Лазарю и лишь к нему имели доверие. Там же они видели Еп. Агафангела (Пашковского). После среди катакомбников Луганщины распространялось чьё-то предсказание, что этот епископ отпадёт. Позже эти слова сбылись - Владыка Агафангел оказался в числе сторонников унии РПЦЗ и РПЦ МП.
Сейчас ещё возможно достигнуть возрождения Истинного Православия, но не на основе ошибочных авторитетных высказываний. Сосуды Духа Святого, свт. Иоанн (Максимович) и блаж. Параскева говорили о покаянии, а не о противостоянии МП. Может потому их Господь и прославил больше других прижизненными и посмертными чудесами, чтобы их святость подтверждала истинность их богодухновенных слов. И пусть не пытаются в РПЦЗ(А) обманывать общественность, создавая из себя «возродителей» Истинного Православия. Блаженная Параскева указывала на православных Америки, откуда и возможно ещё возрождение Православия, а не с Одессы, где находится Митр. Агафангел (Пашковский).»
-------
Хочется ещё добавить, что те, кто сильнее всего настаивал, что Московский Патриархат - «красная Церковь», «вавилонская блудница», лжецерковь, вышли в основном из самого Московского Патриархата. Почему бывшие прихожане и клирики Московского Патриархата становились его столь ярыми проклинателями - вопрос отдельный. Но в любом случае на ненависти ничего устойчивого не построишь. Ненависть к общему врагу - это хорошая основа для временной коалиции, но не более того. И как только заходит речь о долгосрочной стратегии, сразу же становятся очевидными непримиримые противоречия, за которыми следуют расколы.