1. СЕСТРА
2. ТОЛЬКО С ТОБОЙ
3. БАЛЛАДА
4. ДАЛЬШЕ
5. СЕРОГЛАЗЫЙ
6. КОЛЫБЕЛЬНАЯ
7. ИЗ-ПОД СВЕТ ЗАРЯ
8. ИВАН
9. ВИР-ВИР
10. МАМА
11. ДО САМОГО НЕБА
Инна Желанная - вокал, акустическая гитара, аранжировка
Андрей Миансаров - клавиши, компьютер, аранжировка
Сергей «Гребстель» Калачёв - 6-струнный безладовый бас, перкуссия (7,9), аранжировка
Сергей Березкин - гитара
Андрей Кобзон - ударные
Сергей Старостин - духовые
Николай Ксенофонтов - перкуссия (2, 4)
Ольга Ильдарова - арфа
Анатолий Авраменко - скрипка
Игорь Джавад-заде - ударные (2), перкуссия (9)
Игорь Журавлёв - гитара (4, 7, 9), оголтелая
Запись - А.Клопов, А.Гончаров
Сведение - Ю.Богданов
Студия Бориса Оппенгейма, август 1994 г.
Продюсер - Ю.Рипях
Директор - С.Желязков
Фото - И.Мухин
Художественное оформление - В.Храмов
Дизайн - П.Семёнов, Д.Абрамов.
- А что главное в песне - музыка, текст, подача?
- Чтоб было не стыдно. Есть какие-то моменты в жизни, за которые потом стыдно. А делать надо. Я не знаю, что привести в пример, но бывает. За «Водоросль» - не то чтобы стыд, а просто не хочется о ней говорить, не хочется никому показывать. Те же самые четыре песни, сделанные на диске «Альянса», вызывают чувство гордости.
Инна Желанная в интервью «Новой газете», февраль 2001 г.
В чём существенное различие между волком и собакой? По сути, абсолютно схожим вопросом задаются те, кто пытается уяснить, чем же отличается этно-рок от фолк-рока. В данном сравнении волком, безусловно, является этно-рок с его непричёсанной дикостью и первородностью, а собакой - фолк-рок, под шкурой которого, на самом деле, может таиться всё, что душе угодно. Проще говоря, фолк-року больше свойственны стилизация, одомашнивание и творческое перевоплощение на почве традиционной народной музыки, а этно-року - большее акцентирование на первоисточнике и сохранении самобытности, и, соответственно, меньшая коммерциализация. На Западе в восьмидесятые годы получил хождение универсальный термин - «world music», что в конечном итоге и стало компромиссом в любых культурологических спорах. В России по-прежнему этно-рок усердно рядят в одежды фолк-рока, что совсем не мешает музыкантам обоих направлений записывать время от времени превосходные пластинки, которые, при этом, не всегда (см.эпиграф) устраивают самих создателей. Так оставим же неутолимую жажду улучшения улучшателям и обратимся к объективной реальности.
В Советском Союзе фактически до самого конца его существования с этно-роком (как и вообще с этнической культурой) дело обстояло напряжённо: любой культурологический взгляд в прошлое, если только это не совсем уж былинные времена, был чреват неизбежным лобовым столкновением с истинно народным творчеством, которое ой как непросто было приспособить к принципам Морального кодекса строителя коммунизма. Там всё было за рамками цензуры - от сказок и частушек до свадебных и каторжанских песен. Тем не менее, власть позарез нуждалась в народном творчестве, и эту нишу заполнили всевозможные «народные хоры» и «народные ансамбли». В любом праздничном концерте, от захолустного Дома культуры до Первой программы Центрального Телевидения СССР, можно было лицезреть размахивающих платочками тёток в расписных сарафанах и кокошниках, поющих что-нибудь такое квазинародное про всякое там «люли-люли» и кудрявые берёзки. Ситуация с осовремененной фолк-музыкой стала положительно меняться во второй половине 1970-х, когда из череды одинаковых с лица советских ВИА ярко выделились такие превосходные фолк-роковые ансамбли, как «Песняры» и «Ариэль». Баллады Владимира Высоцкого, написанные им к нескольким кинофильмам, пробили брешь в истинно мужском осмыслении фолк-традиции. К этим именам чуть позже добавились группа «Яблоко» с Мариной Капуро, а также Жанна Бичевская, Алла Пугачёва, Александр Градский (с его чудом пробившимся к слушателю циклом «Русские песни»), Андрей Мисин, польская певица Марыля Родович - вся эта когорта исполнителей была у меня, родившегося в середине семидесятых, на слуху и сформировала, вкупе с зарубежными фолк-роковыми колоссами вроде «Creedence Clearwater Revival», Боба Дилана, Дженис Джоплин, «The Byrds», раннего «Deep Purple» и всегдашнего «Jethro Tull» определённое представление о том, что такое подлинный фолк-рок. На сломе восьмидесятых и девяностых годов, благодаря Перестройке и курсу на национальную идентификацию, плотину прорвало: адаптированный фолк-рок был в России заметно потеснён явившимся из забытья этно-роком. Далеко не все почувствовали себя при этом комфортнее: «товарищи дорогие, а как же «люли-люли»?»...
В статье про
«Русский альбом» Жанны Агузаровой я уже вспоминал выпуск передачи «Музыкальный ринг» 1987 года с участием ансамбля Дмитрия Покровского. Собственно, эту передачу мы и возьмём за отправную точку сегодняшнего разговора о дебютном сольном альбоме Инны Желанной, получившем название «Водоросль». Почему так? Да просто влияние названной передачи на меня было таково, что к моменту появления певицы Желанной я уже лет семь как сходу отличал фолк-музыку от этно-музыки и вообще - был готов к вдумчивому восприятию такого рода творчества, что многим моим ровесникам давалось непросто (я их понимал, но ведь и стихи Есенина далеко не каждому нравятся, что уж говорить тогда, к примеру, о Велимире Хлебникове?). В конце восьмидесятых мне очень нравилась московская группа «АЛЬЯНС», записи которой часто крутили по радио. У них были запоминающиеся хиты - «На заре» и «Дайте огня», и играли они вполне актуальную по тем временам «новую волну». Затем от «Альянса» отпочковалась не менее интересная формация «НРГ» («Новая Русская Группа»), песни которой мне тоже пришлись по вкусу. И, вроде, всё с «Альянсом» и его ответвлениями было понятно, всё было привычно, пока однажды по ТВ не показали клип «До самого неба». Песню исполнял не фронтмен «Альянса» Игорь Журавлёв, как следовало ожидать, а молодая красивая девушка-блондинка с зачёсанными назад волосами, ярко накрашенным ртом и массивными серьгами в ушах. Поверх простого платья был надет бросающийся в глаза православный крестик. Но всё это как бы промелькнуло на заднем плане, поскольку главное было - ПЕСНЯ. А точнее, сразу несколько магнетических составляющих: красивая девушка, не менее красивый голос и, собственно, сама песня «До самого неба». В те же дни по радио прокрутили ещё более захватывающую дух балладу «Дальше, дальше» и сообщили, что группа «Альянс» теперь обзавелась вокалисткой по имени Инна Желанная (некоторое время, помню, большинство людей считало, что это претенциозный псевдоним) и вот-вот выпускает третий студийный альбом -
«Сделано в Белом», переключившись с затёртой и теряющей актуальность "new wave"-стилистики на уходящий корнями в славянское язычество фолк-рок.
Обложка пластинки «Сделано в Белом» группы «Альянс» (экспортный вариант)
Знал бы я тогда, что это Инна Желанная исполняет женский бэк-вокал на альбоме «Шестой Лесничий» боготворимой мною в те годы группы «Алиса», я бы ещё больше (хотя казалось бы - куда уж больше?) проникся столь весомым пополнением в стане русского рока. Родившись в 1965 году в семье столичного инженера и преподавательницы музыкальной школы, Инна через два года переселилась вместе с родителями в подмосковный Зеленоград, где вскоре начала учиться в музыкальной школе по классу фортепиано, так её и не закончив. В 1982 году Желанная поступила на подготовительное отделение Полиграфического института, готовилась стать журналисткой, но на следующий год уехала в город Элисту и поступила в музыкальное училище. С 1984 по 1988 годы Инна училась в Москве - в музучилище имени Ипполитова-Иванова на отделении академического вокала. Проживая в Зеленограде, начинающая певица часто проводила время в общежитии МИЭТ (Московского института электронной техники), где часто появлялись с гитарой или бутылкой портвейна в руке такие персоны отечественного рок-андеграунда, как Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Константин Кинчев, Виктор Цой. В 1985 году Инна, не без их влияния (в качестве зарубежных авторитетов певица называет Питера Гэбриэла, «King Crimson», «Led Zeppelin», «Yes» и «The Beatles»), начала сочинять и исполнять собственные песни, вскоре образовав с Эдуардом Вохмяниным группу «Фокус», игравшую постпанк. В 1987-м Желанная возглавила собственную группу - «М-Депо». Летом, будучи на Украине, певица с помощью местных музыкантов записала дебютный альбом «Депрессия», а в конце 1987-го, покинув родительский дом, переехала жить в Москву. Тогда же её группа «М-Депо» вступила в Московскую рок-лабораторию и начала гастрольную деятельность. В 1988 году произошло знакомство Инны с музыкантами группы «Калинов мост». Наряду с группой «Вежливый отказ» творчество этого коллектива оказало, как мы теперь знаем, на Желанную определяющее влияние. В 1989-м состоялось знакомство с Игорем Замараевым, который вскоре привёл певицу в студию МДМ, где он в ту пору работал. В соседней комнате репетировала группа «Альянс» - так и состоялось историческое знакомство, обернувшееся плодотворным сотрудничеством. На альбоме «Сделано в Белом» Желанная исполнила четыре свои песни: «Только с тобой», «Дальше, дальше», «До самого неба» и «Сестра моя ночь», но этого оказалось более чем достаточно, а по ощущениям её пение пронизывало чуть ли не половину диска! В 1991 году песни Инны Желанной прозвучали в художественном фильме Сергея Ливнева «Кикс», затем её имя мелькало лишь в контексте фестиваля «Рок чистой воды» и многочисленных зарубежных гастролей, а в течение последующих нескольких лет ничего нового об Инне Желанной слышно как-то не было. В этот период в жизни певицы случилось много важных событий: у неё фактически одновременно умерли родители и родился сын, а жить пришлось вне стен собственного дома, у Андрея и Ларисы Миансаровых. Собственно, клавишник Андрей Миансаров и стал инициатором записи первой сольной пластинки Инны Желанной, а следовательно, - крёстным отцом её карьеры на сольном поприще.
Шло время, и осенью 1995-го Желанная
появилась в эфире «Программы А» с великолепным концертом, сыгранным в студии на Шаболовке. Это и была презентация программы «Водоросль», запись которой велась в августе 1994-го на студии Бориса Оппенгейма. Этот телеэфир я до сих пор отлично помню, поскольку аж с 1990 года в глубине души позвякивали осколки ярчайших впечатлений от тех четырёх песен на «альянсовской» пластинке «Сделано в Белом» (1992), и настало время прочувствовать их (а заодно и целую россыпь других шедевров) уже по-настоящему. Не припомню, чтоб кроме Толика Крупнова, Алика Грановского, Александра Титова и Сергея Березового какой-либо другой из отечественных бас-гитаристов оказал на меня такое мощное впечатление, как Сергей «Гребстель» Калачёв, игравший в группе Желанной на безладовом 6-струнном басу. И как он это делал - это ж (кто понимает) настоящая магия! С вокалом и песнями Инны, как и с поющим гитаристом Игорем Журавлёвым было всё ясно ещё с упомянутого диска «Альянса», и уж тем более впечатлил Сергей Николаевич Старостин, исследователь русского фольклора и мастер духовых инструментов (в связи с персоной Старостина я автоматически вспомнил тот одухотворяющий эффект от ансамбля Дмитрия Покровского на старом-добром «Музыкальном ринге» - проклюнулись столь же переполняющие эмоции ПРИОБЩЕНИЯ К ПОДЛИННИКУ посредством некоего музыканта-кудесника!). Одним словом, когда альбом «Водоросль» стал доступен к приобретению на кассетах и компакт-дисках, я его уже знал и любил от первой до последней песни. Инна Желанная приняла участие в работе над пластинкой «Пояс Ульчи» группы «Калинов мост» и в нескольких иностранных проектах, позже входила в состав коллектива «Farlanders» (стартовавшего с записи не менее культовой, нежели «Водоросль», пластинки «Иноземец»), затем сотрудничала с проектом «MALERИЯ». Жанровое разнообразие названных проектов не позволяет отнести творчество Желанной к определённому неправлению, но стержнем по-прежнему является народная музыка и пронизанный психоделическим колоритом этно-рок. Тематика песен, как и в восьмидесятые, довольно-таки минорная. В октябре 2014 года увидел свет двойной альбом «Изворот», который показал, что за минувшие два десятка лет с момента записи альбома «Водоросль» Инна Желанная не только не утратила дарованного ей свыше чувствования корневой культуры, но и приумножила этот дар благодаря невероятно отточенному мастерству. А альбом «Водоросль», пусть и не столь уж изощрённый и глубинный, как более поздние работы певицы, пусть в чём-то по-юношески угловатый, по сей день не потерял своего магнетического обаяния и главное - удивительной, по-своему уникальной лёгкости. Из-за чего его, собственно, бесконечно и переслушивают.
ИННА ЖЕЛАННАЯ - «ВОДОРОСЛЬ» (1995). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:
Альбом «Водоросль» для бесплатного прослушивания (+ тексты всех песен) Е.БОРИСОВА - Рецензия на альбом Инны Желанной «Водоросль» (газета «Республика» № 10/15.05.1997) И.ЖЕЛАННАЯ - «Хочется петь в своём Отечестве» (интервью «Новой газете», 1.02.2001) И.ЖЕЛАННАЯ - «Как начиналось: прямая речь» (2006) Творческая биография Инны Желанной на сайте «Программы А» Подборка материалов 1990-х годов про Инну Желанную «ДАЛЬШЕ»
(Инна Желанная)
Колыбельная песня допевалась до дна,
Засыпала невеста, просыпалась жена.
Я неволи такой не пугаюсь.
Зачерпну я руками воды из ковша,
Белой птицею вырвется в небо душа.
Отпусти меня с ней, я умею
Выше, выше, до синего неба,
Дальше, дальше, до белого облака,
Выше, выше, до синего неба,
Дальше, дальше,
Дальше, дальше, дальше.
Я уже по дороге, я уже ухожу,
На четвёртом пороге я тебя подожду,
И со мной ничего не случится.
А как только закрылись двери дома за мной,
Тут и выросли крылья у меня за спиной.
Не смотри, ты их так не увидишь.
Выше, выше до синего неба,
Дальше, дальше, до белого облака,
Выше, выше, до синего неба,
Дальше, дальше,
Дальше, дальше, дальше,
Дальше…
Дальше…
Дальше…
Дальше…