Apr 20, 2011 21:57
И все же, все же эти русские молодые художники хоть и спорили, и дискутировали без конца, до ссор о задачах, целях, направлениях искусства, - они были соотечественниками и Карла Брюллова, и Александра Иванова - таких разных и несмотря ни родных всем им, гениальных художников, которых уважал сам великий Рим! Все было перепутано, как всегда в этом мировом городе, - древнее, современное и даже будущее, прорывалось во взволнованном настроении римлян, в словах гарибальдийских гимна, который возникал то тут, то там, несмотря на настороженные бдительны дозоры папской гвардии. А гимн этот создал поэт Луиджи Меркантини - боец-гарибальдиец. Bastone tedesco l'Italia non doma; Non crescono al giogo le stirpi di Roma. Ptu Italia non vuole stranieri e tiranni. Gia troppi son gli anni ehe dura il servir. Va fuori d'Italia, va fuori. chье l'ora. Va fuori d'Italia, va fuori, stranier! (Австрийская дубинка не скоро народ Рима, не собрание Италию непобориму ... Не стерпит отечество чужаков-тиранов, - Слишком уж долго длится их гнет! Вон из Италии, вон, время пришло вам бежать, Прочь из Италии, вон, чужеземные палачи! (Перевел с Итал М. Бажан) ... Профессор истории Степан Васильевич Ешевский погрузился сильнее в прошлое, он чувствовал себя наедине с руинами, древними храмами, с седыми памятниками удивительной культуры, и не было границ во времени. Так он жил в веках к христианству, и вся история Рима, его расцвета и упадка вставала зримо перед глазами.