Парашат Шкалим

Mar 06, 2011 14:01

В синагогах часто можно видеть на занавеси Арон ѓаКодеша два вытканных геральдических льва. Что это за львы?
В главе Пекудей в книге Шемот говорится о двух строителях Скинии, Бецалеле сыне Ури сыне Хура из колена Йеѓуды и о Оѓалиаве сыне Ахисомаха из колена Дана. Йеѓуда и Дан - представители двух этих колен удостоились, от имени всего Израиля, построить Скинию. При строительстве Иерусалимского Храма мы видем то же сочетание: Шломо сын Давида из колена Йеѓуды и... царь Цура Хирам, о котром нам сообщается в 1 книге Царей и в Хрониках, что он был «евреем по галахе» - папа его был из Цура, а мама еврейкой из колена Дана.
В главе Вайехъи в благословении сыновьям - Коленам Израиля - праотец Яаков говорит о Йеѓуде: «Йеѓуда - молодой лев», а о Дане - менее лестно: «Дан станет змеей на дороге, гадюкой на тропе, которая жалит в пяту коня, так что всадник падает навзничь» (Берейшит, 49). Однако в книге Дварим в благословении Коленам Израиля Моше о Дане говорит почти теми же словами, что и Яаков о Йеѓуде: «Дан - львенок, выпрыгивающий из Башана». Интересно, что Мидраш Ялкут Шимони говорит и о будущей встрече львов из Дана и Йеѓуды: «Молодой лев Йеуда - это Мошиах бен Давид, который выйдет из двух колен - отец из Йеѓуды, а мать из Дана, и оба эти колена называются в Торе львами. По мнению рава Давида Ордена, это и есть два льва, изображенные на занавесях Арон ѓаКодеша в синагоге. Но почему благословение Дана прошло такую странную пертурбацию?
Объясняет рабби Элимелех из Лиженска:
"Три металла было в Мишкане: золото (заѓав), серебро (кесеф) и медь (нехошет). Самый благородный - золото, заѓав. В слове заѓав гиматрия каждой следующей буквы меньше предыдущей: заин - 7, ѓэй - 5, бэт - 2. Это слово символизирует отношение праведника к Вс-вышнему, когда с каждым новым этапом работы над собой праведник все меньше ценит самого себя и приходит почти к полному самоотречению перед Вс-вышним (битуль ѓаешь). В слове кесеф - наоборот: каждая следующая буква по гиматрии больше предыдущей: каф - 20, самех - 60, фей - 80. Так подходят к миру благочестивые люди: на каждом новом этапе они раскрывают все большее величие Творца. А нехошет (медь) напоминает про нахаш - змей. В отрывке, в котором Вс-вышний приказывает Моше сделать медного змея (нахаш анехошет), чтобы исцелять евреев, укушенных змеями, Раши комментирует выражение нахаш анехошет (нехуштан) словами «язык падает на язык», то есть, говорит о совпадении. Но вот случайно ли совпадение? В главе пекудей говорится о женщинах, пришедших к Моше со своими медными зеркалами. Они просили, чтобы Моше принял их зеркала как материал при изготовлении Скинии. Моше отказался, однако Вс-вышний приказал ему принять эти зеркала и сделать из них кийор для омовений рук и ног. Почему Моше отказался принимать медные зеркала у еврейских женщин? Назначение зеркал - прихорашиваться, украшаться, улучшать внешность. Но такая забота о внешности может быть связана с дурным началом, со страстями, ведь гилуй арайот - одно из самых больших искушений, страстей. Иногда человек свои инстинкты может использовать и для службы Вс-вышнему, например, наслаждаться субботней едой, выполняя заповедь субботней неги (Онег Шаббат), но чаще дурное начало толкает человека на нарушение заповедей. По мысли Моше рабейну, медным зеркалам (символу дурного начала!) не было места в Храме, так как это - нечистый источник, есть в нем хорошее, есть и дурное. Однако Вс-вышний приказаз Моше взять у женщин их дар и изготовить из него... кийор для омовения, благодаря которому коэны могли входить в Бейт аМикдаш! Мидраш объясняет, что эти зеркала служили еврейским женщинам в Египте для того, чтобы украшаться для встречи с мужьями на непосильной работе, далеко от дома, куда их угоняли надсмотрщики Пар'о. Женщины подолгу шли к своим мужьям с едой, в украшениях и дорогих платьях, чтобы скрасить им каторгу, напомнить о доме и... родить ребенка. Таким образом, ецер ѓара, дурное начало они использовали для выполнения заповедей - это достойно стать сосудом, из которого течет вода - источник чистоты, омывающая самую низменную точку тела - ноги и руки, чтобы можно было использовать и их для служения Вс-вышему! Нахаш, змей, символизирует Ецер ѓара, дурное начало. У человека есть силы исправить его, превратить его в духовность - не меньшие, чем сила самоотречения, которую проявил Йеуда в истории с Тамар и в истории с Йосефом. Когда нахаш (змей) соблазнял Хаву, то по мидрашу, он пришел к ней на двух ногах, с высоко поднятой головой, и сказал: ты венец творения, и я - царь среди всех животных. Действительно, йецер ѓара имеет царственные свойства, если его используют в достойных целях, преодолевают в стремлении к святости. После греха, сделанного Хавой и Адамом, йецер ѓара, нахаш, принужден ползать на брюхе и жалить человека в пяту - в самую низменную часть его тела. Именно такое благословение получает Дан изначально. Но при изготовлении мишкана происходит удивительное превращение: энергия, с кторой человек шел к греху, Дан сумел использовать для выполнения заповедей - и браха быть змеем при дороге превращается в благословение стаь львом, внести свою долю в спасение еврейского народа! Эта сила сродни той, которая поднимает тех, кто ниже и слабее, осознавая себя как часть целого. В этом - идея половинок шекелей, которые евреи собирают, начиная с Рош ходеша Адар. Ходеш тов и Пурим самеах!

Пкудей, Шкалим, парашат шавуа

Previous post Next post
Up