Это было эпично. В отдельно взятом селе состоялась битва между властью и оппозицией. Битва была жаркой.
Здесь было все. Была предвыборная кампания, недопуск кандидатов, наблюдатели, черный пиар, подкупы, подвозы, удаления с участков и еще черт знает что. Был и “правящий тандем” и “объединенная оппозиция”, была конкуренция. Победитель, так вообще, не был известен до последнего момента. А уж, какое напряжение было во время подсчета голосов, аж дух захватывало! Это было прекрасно.
00. Даже посчитав голоса с 2х участков из 3х никто не смог бы предсказать победителя.
Диспозиция
В селе Берзовка Первомайского района Алтайского края
практически сложилась традиция, каждые три года отправлять главу села на скамью подсудимых. И выбирать нового. 11/02/18 предпринимается очередная попытка выбрать главу сельсовета.
На эти выборы заявилось аж 16 человек. Избирком старался, как мог, и сумел отсеять из этой компании 9 претендентов. Причины были разные, в том числе, браковали подписи. Тут надо отметить, что селянам надо было собрать всего лишь 14 подписей в свою поддержку. Это в деревне, где, как правило, все друг друга знают.
Из оставшихся 7 кандидатов сформировались две группировки.
Первая, условно назовем ее “власть”, выдвинула на должность главы Альбину Агальцову, специалиста по финансам администрации села. Кампанию специалиста по финансам очень активно поддерживают позапрошлая глава, Ольга Эрцегович, осужденная за махинации с землей, а также действующий депутат Александр Попов, которого, как раз из-за подписей, и не допустили к этим выборам.
Вторая группировка, с условным названием “оппозиция” состояла сразу из двух кандидатов: Натальи Перфильевой, ранее уже выдвигавшейся на этот пост, и Елены Воробьевой, действующего депутата сельсовета. Наталья, Елена и их наблюдатели активно сотрудничают между собой в день голосования. Однако, договорится и выдвинуть единого кандидата они не смогли.
Обе группировки вели полноценные кампании: сформировали штабы, проводили встречи с избирателями, изготавливали печатные материалы. Четверо оставшихся кандидатов кампанию не проводили, но в день выборов проявляли личную активность.
В сельсовете 3 избирательных участка и 5528 зарегистрированных избирателей.
01. Главная достопримечательность Березовки - церковь.
Наблюдатели
Обе группировки отправляют на каждый избирательный участок всех кого можно: наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса, доверенных лиц и самих кандидатов. А на подходах к УИКам, в коридоре школы располагаются группы поддержки из тех, кого не удалось впихнуть в участок. Правда, уровень подготовки всей этой компании весьма невысокий и наблюдают они в целом не сильно эффективно, но массовость впечатляет.
Такое большое количество наблюдающих объясняется тем, что оппоненты люто не доверяют друг другу. А “оппозиция” еще и не очень доверяет комиссии. Один из наблюдателей делится: “Нарушений тьма. Они на досрочное голосование всех алкоголиков с деревни свезли. За бутылку водки. Прям, на сельсоветовской волге и возили.” Впоследствии, на одном из УИКов “оппозиция” потребует отдельного подсчета голосов досрочного голосования. С существенным перевесом там окажутся голоса за “властей”, то бишь за Агальцову.
Поначалу наблюдатели от “властей” молчаливы и насторожены. Наблюдатели же от “оппозиции”, наоборот, весьма охотно делятся информацией о выборах и ругают оппонентов: “Да пусть кто угодно победит, лишь бы существующую власть разогнать”. Горячо рассказывают, как подставили последнего главу, чтобы снять его с должности. Как “власти” потратили полтора миллиона в пустоту, на стадион, за который у села теперь образовался долг в миллион рублей.
Чуть позже делиться информацией начинают и наблюдатели от “властей”. По содержанию, разумеется, диаметрально противоположной. Последний глава, по их словам, селом практически не занимался. А представители “оппозиции” ведут очень грязные выборы, распространяя лживую информацию.
Впрочем, периодически, между непримиримыми наблюдателями противоборствующих группировок, возникают согласие и взаимопонимание. Точки соприкосновения: скорые выборы президента Путина и проблемы села.
02. Рассказывает наблюдатель от Агальцовой: “У села отобрали все полномочия, а с ними и деньги, разумеется. Администрация села теперь только спортом заниматься может, досугом молодежи, библиотекой и кладбищем.”
Комиссии
В Березовской школе, буквально, напротив друг друга, расположилось два УИКа: 1303 и 1304. Комиссия 1304 считается более опытной, зато 1303 почти вдвое больше по численному составу. Третий участок, 1305, находится в соседнем селе Правда. И наблюдатели, и члены Березовских комиссий сходятся во мнении, что это самый спокойный и беспроблемный УИК.
Как обычно, не обошлось без приключений. Сначала председатель “более опытной” комиссии 1304 попыталась отказать представителю СМИ в регистрации на участке. Затем “порадовал” страж закона в лице майора полиции, попытавшись ограничить съемку. Впрочем, оба эти инцидента легко разрешились с помощью твердого голоса и пары цитат из 67-ФЗ.
Чуть более сложная ситуация возникла, когда один из избирателей признался, что не умеет читать. Председатель УИКа 1304 тут же отправила в кабинку к неграмотному первого подвернувшегося под руку человека. Для оказания помощи в прочтении бюллетеня. А на возникшее замечание бодро ответила: “потом оформим как надо”.
Наибольший прокол в работе комиссии 1304, как это обычно и бывает, возник на стадии подсчета голосов. Они попытались отказать выдавать присутствующим наблюдателям копии протокола без проверки оного вышестоящей комиссией. Пришлось немного попотеть, возвращая их в русло закона.
И в итоге, менее опытная комиссия 1303, в целом более точно соблюдала законодательство. Оперативно убрали незаконную агитацию, которая нашлась в школе. Соблюдала все процедуры и весьма любезно объясняла все свои действия. Подсчет голосов, наиболее сложная процедура для комиссии, был выполнен практически безукоризненно.
03. Комиссия 1303 сидит в очень холодном спортивном зале и сетует: “позор, если также будет на президентских выборах”. Почему-то никто не вспоминает, что их дети тут занимаются каждый день.
Бой
После обеда становится жарко. Во-первых, солнышко немного прогрело холодный спортзал. Во-вторых кандидаты на пост главы начали вводить в бой все свои резервы.
Представители от “властей” деляться информацией, что по селу раскидали листовки с с карикатурами и компроматом на Агальцову. Их можно найти у магазинов и на остановках. В ответ “оппозиция” рассказывает о том, что в селе проводится незаконная агитация в день голосования и подвозы. Подозреваемый - депутат сельсовета Александр Попов.
От “оппозиции” на участок приходят голосовать цыгане. Видно, что большая часть голосуют первый раз в жизни и очень туго представляют зачем они оказались на участке. Одна пожилая дама призналась, что не умеет читать по-русски. Наблюдатели от “властей” тут же распространяют информацию, что цыган завербовали по цене 500 рублей/голос.
Впрочем, приходит немалое число селян, которые также как и цыгане, чувствуют себя на участке не в своей тарелке. Видно, что они не знакомы с процедурой, не знают с какой стороны заходить в кабинку для голосования. Некоторые такие избиратели, получив бюллетень, пытаются сразу его отправить в урну, даже не заполнив. А некоторые спрашивают у какого члена комиссии можно проголосовать за нужного им кандидата. Таким образом становится видно, что голоса таких избирателей достаются и “властям” и “оппозиционерам”.
Кандидат от “оппозиции” Елена Воробьева активно работает на участке. Встречает избирателей, улыбается, здоровается, проводит до комиссии. А родственники Альбины Агальцовой скопились в коридоре перед участками, представляя из себя аналог незаконной печатной агитации.
Попутно выясняется, что списки на голосования вне помещения формировались самими кандидатами. И подавались в УИКи через наблюдателей. Разумеется, голоса избирателей из этих списков имели весьма высокую корреляцию с фамилиями кандидатов, от которых были поданы. Обе команды отправляют пачками наблюдателей контролировать процесс голосования на дому.
В какой то момент Агальцова произносит, что уволится из администрации, если ее не выберут на пост главы. Оппоненты ехидно добавляют: “если Агальцову не выберут, то однозначно посадят”.
04. Избиратели на участок идут до самого вечера. Иногда даже образуются небольшие очереди возле кабинок.
Подсчет голосов.
В конце дня напряжение достигает апогея. Сразу по закрытию участков происходят два инцидента. На участке 1304 кандидат от “оппозиции” Воробьева пытается удалить представителя СМИ. А на участке 1303 за дверь выставляют члена команды “властей”, одну из родственниц Агальцовой.
Первым завершается подсчет на самом спокойном и самом маленьком участке 1305 в Правде. По данным этого участка победа у “властей” - Агальцова взяла 67 голосов. Кандидаты от “оппозиции” Воробьева и Перфильева - 18 и 25, соответственно.
Вторым закрывается участок 1304. Озвучивают результаты: Агальцова - 138 голосов, Воробьева - 276, Перфильева - 82. Теперь впереди “оппозиция”.
Результаты голосования с уже отчитавшихся участков через сотовую связь передаются на УИК 1303 и сразу отображаются на лицах кандидатов и их команд. Два участка закрылись, а победитель все еще не известен! Кажется, что время начинает останавливаться и строго процедурные и потому не быстрые действия комиссии 1303 только усиливают этот эффект.
Достали голоса с переносных ящиков. Подсчитали количество, смешали с остальными. Вывалили огромную пачку бюллетеней на стол. Каждый бюллетень демонстрируется присутствующим. Кандидат от “оппозиции” Перфильева пытается считать голоса вместе с комиссией, но через какое-то время бросает это занятие и выбегает из участка. Стопки за кандидатов растут и растут.
05. Комиссия 1303 осуществляет подсчет голосов на отлично. Заместитель председателя отчитывается перед наблюдателями об выполнении очередного этапа.
Итого
Итого, победила Агальцова, кандидат от группы “власти”, сумев набрать в сумме на 103 голоса больше, чем ее ближайший конкурент от оппозиции Воробьева.
Но вот, что интересно. Если сложить голоса “оппозиционеров” Воробьевой и Перфильевой, то они бы с хорошим запасом перевесили бы голоса за Агальцову. Один из наблюдателей с горечью бросает: “эх, не договорились между собой”.
Остается лишь пожалеть, что такие живые, с непредсказуемым результатом выборы, стали большой редкостью в нашей жизни.
06. Подсчет голосов. Неспешный, точный, неотвратимый.