Сталин и Православие

Apr 22, 2010 00:04



Очень распространен стереотип, что якобы Сталин не только был ярым атеистом, но и до Великой Отечественной Войны поощрял гонения на церковь, и чуть ли не сам их возглавил. И только с началом войны, увидев что Церковь стала на сторону Русских воинов, проявила незаурядный патриотизм, смогла забыть все обиды, и призвала народ к защите страны, Сталин переменил свое отношение к РПЦ, и понял, что она может послужить ему на благо.
Но откуда этот вывод? Казалось бы и думать тут нечего, всем известно, что при Сталине, пусть и в меньшей степени чем при Ленине, закрывались церкви, расстреливались священники, а походы в церковь не приветствовались, и могли привести к нехорошим последствиям на работе или в партии. Казалось бы, а что еще надо для того, что бы объявить Сталина ненавистником церкви? Факты налицо. Но я попробую с ними поспорить.

Давайте просто поразмыслим, и для этого мысленно перенесемся в то время, попробуем примерить на себя ту ситуацию, в которой находилась страна и Сталин. Давайте вспомним, что вплоть до войны продолжалось серьезнейшее противостояние внутри Компартии, между Сталиным и Троцкистами, обострившееся после выдворения Троцкого из страны. К тому-же, надвигалась война, и ясно, что Германия пыталась работать на территории СССР, проводя агитацию, засылая шпионов, используя недовольства местного населения и рычаги пропаганды (на эти действия Германии даже американцы жаловались). При этом, интересы Троцкого и Гитлера тут совпадали. Не забываем, что и с остальными странами отношения были, мягко говоря, не очень хорошими, и Запад вовсе не радовало возрождение России, да еще и её мощный рост.
Итак, против СССР осуществлялись постоянные информационные атаки. Есть куча свидетельств того, как по дворам ходили агитаторы, как расклеивались листовки, как тайно готовились перевороты и диверсии. На территории СССР в 30-е существовало более сотни банд, фактически боевых группировок, а в отдельных регионах дело доходило чуть ли не до гражданской войны в масштабах региона.
Страну тогда спасло то, что у врага не было хорошего инструмента пропаганды. Тогда же не было телевидения, газеты были под контролем государства, да и доступны они были далеко не всем. Это не то что сейчас, когда ларьки увешаны газетами и журналами на любой вкус, практически без ограничений. Кроме листовок, да народной молвы, других средств пропаганды практически не было. А ведь народ был очень податлив, ведь жили бедно, тяжело. В таком положении, наобещай золотые горы, и немало народу купится. Повторяю, пропаганда велась, она была повсеместно, например запуск слухов о том, что в колхозы будут загонять силой, отбирая все имущество, привел к массовому вырезанию тягловой скотины, что поспособствовало голоду 30-х. И вот теперь представьте, что было бы если в руках пропагандистов оказалась бы еще и Церковь Православная? Влияние церкви в народе, а особенно на селе, которое тогда состовляло более 80% населения страны, было еще очень велико, и если каким-то залетным народ мог и не поверить, то сельскому батюшке вполне! То есть, возрождение церкви, после её уничтожения в 20-х Троцким и Лениным, привело бы к тому, что у оппозиции появились бы отличные рычаги для манипуляции общественным мнением и сознанием, для массовой агитации и организации переворота в стране.
Понятно, что Церковь была бы инструментом в руках врага не по своей воле. Она сама подверглась бы обману, через агитацию и внушение ложных стереотипов. И тут еще одна опасность кроется. Дело в том, что часть церкви пошла бы за троцкистами, а часть конечно же им бы не поверила. И это могло стать причиной глубокого раскола в Православной церкви. Опасность раскола Православной церкви была реальностью. Повсюду в Союзе возникали секты, и многие из них были очень многочисленны и могущественны. С огромным трудом удавалось противостоять расколу, опасность которого шла от так называемого движения «обновленчества», которое было создано не без участия Троцкого, и его агентов в России. Шутка ли, что Храм Христа Спасителя был центральным храмом обновленческой церкви! Центральный храм России стал прибежищем еретиков! И, слава Богу, его разрушение, по приказу Сталина, нанесло по еретикам серьезный удар.
Но если бы Церковь была бы сильнее, то, в случае раскола, так просто решить эту проблему уже бы не удалось! И раскол в церкви мог бы расколоть и всю страну. Зная это, стали бы Вы, на месте Сталина, возрождать церковь? Своими же руками ковать оружие, которое может быть направлено против Вас и против всей страны? Слабая церковь - слабое оружие. Сильная церковь - сильное оружие! И вы просто подумайте, после кровавых 20-х, после уничтожения и разграбления тысяч церквей, после ей прямого геноцида, каково было духовное состояние тех же священников? Оно явно было неустойчивым! Рост церкви (не только количественно, но и в смысле влияния в народе), мог бы спровоцировать реваншистские настроения среди духовенства. Впрочем они и без этого были, и известно много случаев, когда на проповедях, священниками, велась антисталинская агитация. Вот только достаточных сил у церкви не было, что бы охватить большие массы прихожан.
Ну и последнее. Представьте вы Сталин. Вы знаете, что вам предстоит действовать решительно, иногда жестоко. Вы знаете, что иначе страну сметут, сломают изнутри и добьют снаружи. Вы знаете, что будет кровь, и что потомки будут винить вас за это. (Сталин об этом прямо говорил: «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора....») Одной рукой казня, другой рукой вы возрождаете церковь. Вот подумайте, не побоялись бы вы, тем самым запятнать саму Церковь? Нанесли бы потом "благодарные" потомки кучу мусора не только на вашу могилу, но и к станам храмов, за то что Церквь потакала, и молчала когда вы творили зло. Как думаете, сама Церковь была бы рада такому положению? Как она должна была относится к расстрелам тысяч и тысяч людей, в то время как сама она возрождается и растет?
Вопрос сейчас не в том, был ли Сталин прав, проводя чистки конца 30-х, вопрос в том, если бы он был за возрождение церкви, мог ли он себе это позволить? Я считаю, что в любом случае не мог! И если бы он этого бы не понял, и начал бы церковь возражать, то эффект от этого был бы катастрофическим и для страны, и для самой церкви.
Сталин с отличием окончил духовное училище, и учился в духовной семинарии. Он отлично знал все и о Церкви и о Православии, и главное он хорошо знал что:

Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
(Еккл.3:1-8)

православие, рпц, сталин

Previous post Next post
Up