Тут камрад
setin в комментах,
отлично написал, мне остается только подписаться
Можно, я чуть со стороны задам вопрос?
А что "высочайший стандарт советского образования" как-то отражался на общей образованности народа? Нынче принято считать, что у нас там пятиклассники в уме считали ранг матрицы, а студенты так вообще геном человека и очарованные кварки в курилках запросто обсуждали...
Это как-то помогло при росте и последующем крушении пирамиды МММ, скажем? Чуть ли не половину супер-умных жителей самой читающей страны так дёшево обули!
А всплеск всяких псевдонаучных квазимедицинских теорий в 90-х годах среди той самой образованной "технической интеллигенции" - от уринотерапии до борьбы "с психотронным оружием в наших квартирах"?
Таких примеров можно привести сотни - мракобесие постсоветских граждан порою просто поражает! Возьмите любую газету 90-х, почитайте - Петрик нервно курит в углу! А ведь благодарная аудитория этих газет была воспитана как раз-таки в лучших советских традициях... Но не Капицу они перечитывали в электричках, и не Ландау, нет...
Это я всё к чему - не стоит всё мерить исключительно умением решать дифференциальные уравнения и писать сочинения о судьбе Анны Карениной! У меня "красный диплом" технического факультета одного классического университета, и меня там многому научили - но в реальной жизни, к сожалению, понадобилось совсем другое. Да, я горжусь при случае классическим образованием "советской" закваски - но до сих пор не уверен, что получение оного позволяет автоматически стать полноценным и полезным членом общества.
Так что я бы не стал всё мерить исключительно советскими стандартами, воспринимая их как утраченный "Золотой Век". Если все были такими умными, то почему же так бездарно просрали свою страну? Почему нас развели, как лохов?! Видать, не всё так было шоколадно...
Достало просто всё это нытьё про утраченный "Золотой Век", мол, Чацкого забыли, Сонечку Мармеладову и даже сам Логарифм! Вот только что говорил со своим замом про советские времена - он Харьковский Политех закончил в конце 80-х, там преподавательская школа была ого-го! Клепали инженеров, которые могли типа за час с помощью логарифмической линейки рассчитать мост через Балтику и спроектировать фотонный двигатель из трёх консервных банок... Так вот, по специальности инженеры эти потом получали 160 рублей, как известно - но некоторые были пошустрее и шли на заводы станочниками ЧПУ на импортные станки. И получали там по 900-1200 рублей в месяц!
О чём это говорит? Мне кажется, о том, что уже даже в позднем Советском Союзе в реальной экономике больше ценилось не умение умножать в уме комплексные числа, а практические навыки современной автоматизированной металлообработки! Я не призываю отменить для всех уроки изящной словесности и алгебры (как не делает этого и Фурсенко, насколько мне ясно из его интервью) - но хочется ещё раз подчеркнуть, что "классическое советское образование" уже в поздне-советское время не совсем соответствовало потребностям даже тогдашней экономики. Что уж говорить о сегодняшней... Про влияние образования на социальный уклад страны я уже высказался выше - мы в начале 90-х оказались лохами ничуть не меньшими, чем сегодняшние бунтующие арабы, и никакие книги и первые места на Вселенских Олимпиадах по Матричному Исчислению нам тут не помогли... Так что истошный вой пораженцев о "намеренной дебилизации населения для обслуживания скважин" летит мимо кассы :-))
И, кстати, для потенциальных критиков - я с 1997 года работаю на реальном производстве, на заводе в 1000 км от Москвы,и занимаюсь как раз модной нынче модернизацией производственных мощностей, так что это не мысли "офисного мечтателя" :-))