Начну с того, что Магомед Толбоев это действительно очень уважаемый человек в авиации, звание Героя России просто так не дают. И в этой статье я ни в коем случае не хочу уважаемого Магомеда Омаровича как-то обидеть. Но правда дороже, а заблуждаться могут все люди, независимо от их званий.
Итак, в эфире ОТР Магомед Толбоев, почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России, летчик-испытатель, заявил следующее: «Он [Сухой Суперджет 100] убил целый класс самолетов русских конструкторов. Те, которые готовы были с 90-х годов - Ту-334, Ту-344, Ту-214, Ту-204, Ил-86, Ил-96, эти все самолеты. Ил-112, который до сих пор не может выйти на линию воздушных перевозок. Вот этот один самолет забрал весь бюджет, выделенный на авиастроение. И теперь возврата нет. У нас сейчас в российском небе нет российских самолетов. Их нету».
Так бывает, когда люди, опытные, заслуженные, говорят чепуху. Я не знаю поему так проходит, и подозреваю, что дело в том, что со временем такие люди теряют способность к критическому мышлению, по причине того, что являясь признанными экспертами, начинают слишком сильно доверять собственным же знаниям, не подвергая их критическому осмыслению.
Вот и в данном случае уважаемый Магомед Омарович, мягко говоря, не прав.
Начнем с самых грубых ошибок:
1. Никакого Ту-344 попросту не существовало в природе. Точнее был очень мутный проект, создания реактивного сверхзвукового пассажирского лайнера на основе стратегического бомбардировщика Ту-22М3 на 10-12 пассажиров. Даже если представить, что подобный проект мог бы быть доведен до конца, то это был бы очень узкоспециализированный самолет, никакого отношения он к регулярным массовым пассажирским перевозкам не имел бы.
2. Ту-214, Ту-204 - по сути один и тот же самолет, производившийся на разных заводах. И если уж и говорить про "убийство", то надо тогда говорить про Ту-204СМ.
3. Очень странно видеть в этом списке Ил-86, при том, что этот самолет устарел еще во время СССР, и ему на смену делался Ил-96. Это Ил-96 убил Ил-86, если уж так говорить.
4. Суперджет никак не мог убить Ил-96, так как Ил-96 был уже готов задолго до того, как вообще началась программа Суперджета, не только готов, но и производился и летал.
Почему уважаемый Магомед Омарович привел этот список я не понимаю, вероятно для придания веса своим словам. На самом деле, если уж говорить про "убийство" то речь можно вести лишь о двух самолетах: Ту-334 и Ту-204СМ. То, почему эти два лайнера были неконкурентоспособны понаписано много, и здесь я этому внимания уделять не буду - скажу лишь что никакого будущего у этих двух самолетов попросту не было.
Отдельно хочется сказать о Ил-112. Удивительно, но как опытный пилот, испытатель, эксперт говорит: "который до сих пор не может выйти на линию воздушных перевозок", не зная, что этот самолет ни на какие линии выйти не может, так как это военный легкий транспортник, и никакого отношения к гражданской авиации он не имеет, а его создание финансируется из бюджета Минобороны, и поэтому Суперджет вообще никакого влияния на этот самолет не мог оказать в принципе.
И вот объясните мне, как такое может быть? Магомед Омарович совершенно точно не диванный эксперт, типа меня, он летчик-испытатель, он профессионал, непосредственно связанный с авиацией. Как можно в таком коротком заявлении делать столько фактических ошибок?
Думаю на этом моменте можно уже понять - к сожалению Магомед Омарович сегодня живет в каком-то параллельном мире, и достаточными знаниями по теме не обладает. Но хочется еще немного поговорить о том, что Суперджет якобы забрал все финансирование.
Это, конечно же не так. Для того что бы это понять, нужно просто взять и открыть ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». С 2002 по 2011 год на эти цели было выделено 120 млрд. рублей. Далее была принята Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» по которой на авиастроение выделяется почти триллион рублей!
Всего с 2013 по 2018 год включительно
уже потрачено около 530 млрд рублей. Плюс 120 по программе 2002-2010 годы, итого почти 650 млрд рублей на текущий момент. Из них, согласно Госпрограмме, непосредственно на самолетостроение выделено 260 млрд (без учета средств выделенных на создание двигателей, авиационного оборудования и т.д).
Вся программа создания Суперджет 100 стоила около 45 млрд рублей.
На что пошли остальные деньги?
Во-первых, деньги выделяли и на создание Ту-204СМ
22 декабря 2008 года Минпромторг России подписал государственные контракты с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» на формирование концепции программы создания широкофюзеляжного ближнесреднемагистрального самолета и проведение работ по глубокой модернизации Ту-204.
Но помимо этого деньги пошли на создание МС-21 и двигателя ПД-14 к нему. Так что когда Магомед Омарович говорит что Суперджет съел все деньги, он снова ошибается, если бы это было бы так, то никакого МС-21 просто бы не было, а он уже летает, не было бы и ПД-14, а он уже сертифицирован. То есть деньги никак не могли бы были потрачены только на Суперджет.
Еще раз, я не хочу никак обидеть Магомеда Омаровича, просто так бывает, когда человек начинает верить во что-то, что не соответствует действительности, не проверяя этого, не осмысливая свои убеждения критически, будучи полностью уверенным в собственной правоте. И какие претензии к уважаемому летчику? Уверен у него сейчас много других важных и интересных дел, воспитание внуков, например. Он давно на заслуженном отдыхе, он не должен штудировать интернет, проверяя свои убеждения, он не обязан читать государственные программы, выискивая там сведения о расходах на тот или иной проект. Он не обязан даже знать что Ил-112 это военный транспортник, а не пассажирский лайнер для местных перевозок. Его спросили - он ответил, так как знал, так во что верил. Что, вероятно, сам же и услышал в тех самых СМИ.
Вопрос, как всегда к журналистам, которые выдают в эфир сведения заведомо не соответствующие действительности. Но это уже совсем другая история.
Оригинал статьи в Яндекс.Дзен. Подписывайтесь на
мой канал в Дзен, там я публикую посты чаще чем в ЖЖ.