В описании первого дня своего пребывания во Львове я говорила, что проживание рядом к историческим памятниками, которые к тому же являются культовыми учреждениями имеет свои недостатки.
Так вот, ранним рождественским утром меня разбудило песнопение, раздававшееся из динамиков того самого Бернардинского монастыря. Монастырь как оборонительное сооружение был построен здесь еще в XV веке и был деревянным. Позднее, на месте деревянного здания, которое постоянно страдало от пожаров, было построено каменное. В XVII веке здесь построили костел, а потом и колокольню. Сейчас костел принадлежит Украинской грекокатолической церкви. Ранним утром в церкви как раз началась рождественская служба, в связи с этим было и пение, разбудившее меня.
Мы наскоро позавтракали и отправились как добропорядочные христиане в храм. Хотелось посмотреть чем отличается грекокатолическая служба от православной. Но в костеле было не протолкнуться. Некоторые, кому места в храме не хватило, слушали службу на улице. Потолкавшись среди народа, мы отправились в центр. Вот теперь на улицах был самый настоящий праздник. То тут , то там можно было встретить ряженых - ребят, переодетых в костюмы. Они веселили народ песнями и плясками, разыгрывали мини-спектакли и собирали за это денежки. Я заметила, что каждая компания ряженых имеет свой стандартный набор персонажей - это ангел, смерть, нечистая сила в виде черта или солохи, царь. От местных услышала, что предназначение этих гоп-компаний состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать рождение Христа. Теперь понятно, почему каждая мини-труппа носит на палке картонную звезду (видимо, Вифлеемскую). Мы решили слиться с народом, чтобы пропитаться атмосферой праздника изнутри. На нашем пути оказался еще один грекокатолический храм, там народу было поменьше, чем в Бернардинском монастыре, и мы зашли вовнутрь. Первое, что мы увидели, были люди с хоругвями в руках. Очень даже по-православному, - подумала я. Через некоторое время люди с хоругвями расступились и перед нами открылся вполне католический интерьер - скамеечки, на которых можно было присесть, статуи Богородицы… Такой вот религиозный дуализм. Песнопения, впрочем, раздавались все знакомые.
Западные украинцы все же очень религиозны. В храме было полно людей, в том числе молодежи. Ощущение от посещения храма, пусть даже и не моего вероисповедания, осталось самое благостное.
Мы вышли на проспект Свободы, а там вовсю шли народные гуляния.
Потолкавшись среди веселого люда, мы почему-то решили посмотреть на Львовский университет. Для этого мы поймали трамвай, но оказалось, что до интересующего объекта рукой подать. Кроме того один из пассажиров вызвался нас проводить до самого университета. Всю дорогу от трамвайной остановки до знаменитого учебного заведения пассажир делился воспоминаниями о годах учебы в России и декламировал стихи Ивана Франко. У здания университета разговорчивый мужчина нас покинул. Львовский университет выглядит внушительно и целиком не влезает в объектив.
Меня, конечно же, заинтересовали львы, примостившиеся на самой крыше здания, они тут же пополнили мою фотоколлекцию.
Напротив образовательного учреждения находится не менее внушительный памятник Ивану Франко (стихи мужик в тему читал).
А за его спиной располагается милый парк. Но в парк мы не пошли, а двинулись в сторону еще одной достопримечательности.
Этой достопримечательностью является Собор Святого Юра. К собору мы почему-то подошли с неправильной стороны и нам пришлось карабкаться в гору, чтобы вблизи полюбоваться на это чудо архитектуры.
Зато с неправильной стороны тоже много чего интересного. Потрясающий своим великолепием собор как будто растет из довольно убитого домишка, сросшегося с колокольней собора. Убитый домишка представляет собой жилое помещение с пугающим подъездом.
Мы поспешили уйти из этого странного места, чтобы посмотреть на собор с туристической стороны.
С другой стороны собор, выстроенный в барочном стиле, выглядит совершенно бесподобно.
Для грекокатоликов этот храм все равно что для православных Храм Христа Спасителя. Внутри собора находится копия туринской плащаницы, к которой я наравне с другими прихожанами приложилась. Во время Польско-Украинской войны здесь находился пункт сбора польских призывников.
Второй раз за день одухотворенные, мы отправились в более тривиальное место - на вокзал.
Я-то там уже была, но вот для моего друга-любителя поездов это место было в ряду объектов «маст визит». До вокзала шли пешком. По пути нам встретился еще один прекрасный храм - костел святой Эльжбеты.
Это здание было построено не так давно, в начале прошлого века и названо в честь супруги австрийского императора Франца Иосифа I Елизаветы. Во время военных действий здание было сильно повреждено, долгое время здесь находился склад, пока наконец его не передали в руки украинской грекокатолической церкви.
И еще одно культовое сооружение привлекло мое внимание. Если идти по направлению к зданию вокзала, то с правой стороны можно увидеть интересную церквушку.
Назвать стиль, в котором выполнено сие произведение, я затрудняюсь. Но вообще у меня сложилось такое впечатление, что местные архитекторы соревнуются друг с другом в конкурсе на постройку самого нетрадиционного культового сооружения.
На вокзале мой друг запечатлел все имеющиеся на момент нашего пребывания там поезда, опасаясь что будет задержан местными стражами правопорядка по подозрению в шпионаже. Ничего такого не случилось, машинист одного из составов даже немного попозировал для съемок, сам того, правда, не замечая.
На восемь вечера у нас была забронирован столик в «Криiвке». Несколько слов об этом учреждении. Это концептуальный ресторан, стилизованный под подпольное место обитания бойцов Украинской Повстанческой Армии, которая в годы Второй мировой войны активно вела борьбу как с немецкими оккупантами, так и с советскими красноармейцами. Меня в это заведение привело искреннее любопытство - неужели в самом деле москалям туда вход воспрещен? На самом деле, нет. Пароль для проникновения в это заведения знает каждый, кто имеет намерение туда зайти. Как мне показалось, все эти формальности - часть спектакля, разыгрываемого больше для антуражу. В ресторане я наблюдала множество русских, которые не стеснялись общаться на родном языке. В интерьере подпольного ресторана присутствует множество интересных деталей. Наш столик, например, находился под самой виселицей, на которой , как мне с улыбкой объяснил один из местных парней, вешали москалей.
Но, пожалуй, наибольший интерес представляют пулеметы, которыми, видимо, были вооружены бойцы УПА.
Этот реквизит кочует из рук в руки тех, кто хочет почувствовать себя настоящим бандеровцем, ну или просто сделать памятную фотку. Вообще место мне показалось суетным и шумным, ну т.е. совсем не для романтического ужина. Зато еда очень даже неплохая. Я не стала заказывать «Москаликов пьяных карасевидных», мы с другом взяли по куску говядины и свинины и по салатику. Посуда, в которой подается питье и снедь, вполне соответствует духу времен УПА - жестяные миски и кружки. Иногда в еде попадаются стреляные гильзы.
Не успели мы начать ужин, как ресторан огласился колядками - ряженые пришли к нам.
Персонал, казалось, совсем не обращал никакого внимания на них. Если б компашка в карнавальных костюмах со своими песнями и плясками попыталась проникнуть в какой-нибудь московский ресторан, то их даже на порог не пустили бы или бы для начала попросили отбашлять N-ную сумму. А тут - пожалуйста…
В общем, ополовинив свои куски мяса, мы рассчитались и вышли на воздух. «Крийвка» мне показалась местом неуютным. Хотя, наверное, для больших компаний то, что надо.
Настроение у нас по-прежнему было отличным и мы решили просто потусоваться среди народу. Кроме того, я давно облизывалась на шедевр местного фаст-фуда - сосиску на палке (она же «Свийска ковбаска») . Итак, взяв по стаканчику горячего вина и по сосиске, мы расположились среди таких же как и мы гуляк под статуей Артемиды. Впрочем, то, что это Артемида мы поняли только спустя время, потому как в ночи ее итак невыдающиеся вторичные половые признаки оказались еще более незаметными. Даже подумалось, что это скорее Аполлон, чем Артемида. Но при ближайшем рассмотрении мы убедились, что это все-таки она. Наверное, это было самое лучшее Рождество за долгие годы.