Весь следующий день был посвящен осмотру достопримечательностей. Мы прошагали мимо Бернардинского монастыря, сунув носы в божию обитель, которая оказалась закрытой,
и направились куда глаза глядят.
Глаза глядели в сторону Лычаковской улицы.
Весь Львов -одна сплошная достопримечательность. Это удивительный микс эпох, культур и этносов. Настоящий украинский Вавилон. С одной стороны он выглядит очень по-европейски и не уступает по красоте и очарованию прочим городам габсбургского стиля. С другой стороны, из-за барочных костелов выглядывают постройки в духе соцреализма. И лица там кажутся такими знакомыми… И, кажется, совсем нет супермаркетов, зато кругом понатыканы магазинчики с надписью «Продукти», в которых за прилавками стоят белокурые продавщицы - квинтэссенция советского продмага. Этот город-калейдоскоп способен вызвать когнитивный диссонанс у каждого, кто сюда попадает впервые.
Вот мой глаз радует Костел Святого Антония, декорированный к Рождеству фигурками святых- действующий римско-католического храма Львова, оплот европейскости,
а аккурат напротив уже совершенно другая история - Винниковский рынок и иллюстрация достижений народного хозяйства на стене дома.
Не смогли удержаться, чтобы не зайти на рынок. Оно того стоило, хотя бы для того, чтобы посмотреть как выглядят настоящие куры. Своим видом они могут напугать многих привыкших к белым упакованным в пластик бройлерам.
Смерть этих рыночных худосочных, волосатых и желтых существ явно была ненасильственной. Последний раз нечто подобное я видела лет двадцать назад в продуктовом магазине в несуществующем ныне государстве.
На рынке во всю шла торговля елками и соломенными дидухами. Дидух - это древний оберег, представляющий собой художественно связанный из колосьев сноп. На Рождество в Украине его принято было ставить на почетное место, чтобы он приносил радость и уют в дом. Традиционную же елку многие жители Львова покупают непосредственно перед Рождеством, а не перед Новым годом, как это принято в России.
Находясь под впечатлением от Винниковского рынка, мы вышли и направились вверх вдоль стоящих на улице лесенкой домиков. Вскоре нашему взору открылось еще одно восхитительное архитектурное сооружение - Церковь Святого Иоанна Златоуста (бывш. Костел и монастырь францисканок). Несмотря на свою неоготическую внешность, эта культовое сооружение является храмом Украинской Православной церкви.
Можно было бы и дальше наворачивать круги по Львову, натыкаясь то тут, то там на достопримечательности, но нужда заставила нас искать общественные места, где должны быть удобства. По пути нам встретились два спящих красавца-льва, которые немедля были запечатлены. С этого момента я решила фотографировать всех львов, населяющих Львов.
Вскоре дорога привела нас в очень публичное место - прямо к Успенской церкви. На площади возле церкви раскинулся еще один рынок - книжный. В этом рае для букиниста можно приобрести литературу на украинском, русском, польском, немецком и наверное даже на других языках. Прямо над книжным базаром возвышается памятник первому паблишеру Ивану Федорову, держащему в руках увесистый томик.
Однако в этом культурном месте не оказалось менее культурного, но очень необходимого учреждения, без посещения которого осмотр красот города не доставляет удовольствия. Обычно на территории крупных храмов предусмотрены удобства для посетителей, поэтому полагаясь на свою логику, я рванула не куда-нибудь, а в Доминиканский собор. Но там мне ласково объяснили, что туалет у них только служебный, простым смертным туда нельзя. Бегло осмотрев внутреннее убранство собора, мы вышли на улицу. С внешней стороны собор выглядит гораздо богаче, чем изнутри. Кстати, в здании собора располагается Музей истории религий с уникальной религиоведческой библиотекой.
К счастью, мы уже были почти в самом центре. А там есть все необходимые заведения.
Это стало уже хорошей традицией устраивать на центральных площадях городов катки. Ледовые катки есть на Красной площади в Москве, на Дворцовой площади в Питере, есть и на площади Рынок во Львове. Каток залит прямо возле ратуши и окружен историческими памятниками. На одной только стороне площади находятся Дворец Бандинелли, рядом с ним Черная Камяница (дом, почерневший от старости), тут же Дворец Корнякта (он же Королевский дворец) с итальянским двориком внутри . Все эти здания принадлежать Львовскому историческому музею.
По дороге к центру мы заприметили наверху ратуши людей и решили во что бы это не стало туда подняться. Львовская ратуша - это просто таки воплощение демократии. Будучи рабочим местом городского совета, она в то же время является музеем. Часы работы местной администрации и музея совпадают, поэтому посетители ратуши встречаются внутри здания нос к носу с львовскими депутатами.
Чтобы подняться на смотровую площадку ратуши, нужно преодолеть 400 ступенек. Это чуть меньше, чем в утрехтской Домторен. Поскольку опыт подъема на подобную высоту у меня есть, взобраться, как я думала, на ратушу для меня было делом пустяковым. Но поскольку на плече у меня висела сумка, а в животе переваривался недавно поглощенный ланч, подъем наверх оказался делом непростым. Лестница здесь очень узкая, так что двум встретившимся не разойтись. Зато вид, открывшийся сверху ратуши, однозначно стоил всех затраченных усилий. Внизу лежал снежный город, купающийся в лучах заходящегося солнца со всеми его костелами, кофейнями и аптеками.
Спустившись с ратуши, мы направились прямиком в аптеку-музей. Эта аптека старейшая во Львове и работает с 1735 года. На первый взгляд, тут нет ничего необычного - обыкновенная продавщица в белом халате, в продаже те же привычные нам лекарства. Но стоит заплатить по 5 гривен с носа и тебе отроется целый мир фармацевта. В аптеке несколько залов с множеством экспонатов. Тут тебе и старинные книги с рецептами, и тесаки для резки трав,
и агрегаты для изготовления пилюль и печати этикеток,
и разнообразные баночки, в том числе для хранения ограниченных в использовании препаратов.
Здесь есть также и подвал с бочками, в которых хранилось вино, которое, конечно, прописывалось как лекарство и принималось в аптечных дозах.
Кстати, по количеству аптек на квадратный метр, Львов, мне кажется, обогнал даже Москву. Такое чувство, что местные жители самые больные в мире.
У нас еще оставались силы, чтобы подняться в гору и погулять по парку Высокий Замок. Что мы с удовольствием и сделали.
Сначала мы попытались найти руины замка, но уже вечерело и поиск руин был затруднен. Тогда мы решили взобраться на самую высокую точку города, чтобы оттуда еще раз полюбоваться на уже окутанный сумерками Львов. Поднимаясь по заснеженным ступенькам, мы любовались на сказочные в инее деревья. Город подмигивал нам своими желтыми огоньками. Поднявшись на самый верх, мы подумали, что нет ничего романтичнее оказаться в этот вечер где-то между небом и землей и любоваться на мерцающий вечерний город. Но не одни мы в этот вечер были в романтическом настроении, на смотровой площадке под самым жовто-блокитным флагом обнималась парочка, а рядом другая пара танцевала танго, видимо, готовясь к фестивалю «Tango Remolino», который проходил во Львове в эти дни.
Отметить наш прекрасно проведенный день мы решили в «Цукерне» - кофейне, которая в 2001 году была удостоена визита Папы Римского Иоанна Павла II. Мы заказали по порции блинчиков с творогом под шоколадным и ванильными соусами. Я не знаю, что Папа Римский вкушал в этом кафе, но думаю, что он до конца дней своих грезил о тех десертах, которые ему там подавали.
То, что от удовольствия при поглощении тамошней выпечки можно проглотить язык, это одно. Порцией блинчиков можно накормить как минимум двух Римских Пап. Мой друг осилил только полтора блинчика. Я, вечно голодное дитя, со своей порцией добросовестно справилась и еще подлизала ванильный крем с тарелки друга.
После сытного полдника мы вернулись домой. По пути мы купили интернет-карту в здании Бернардинского монастыря. О том, что там продаются интернет-карты вообще ничто не говорит (узнать об этом можно только по баннеру, высвечивающемуся на ноуте при попытке подключиться к интернету в квартире). На двери находится вывеска, повествующая, что это трапезная, когда заходишь внутрь - попадаешь в картинную галерею. Впрочем, трапезная там тоже имеется, но только обедают там отнюдь не монахи. Так вот, ни в картинной галерее, ни в трапезной интернет-карты не продаются. А продаются они у мужика, который внешне похож на случайного посетителя. Мужик достал откуда-то из-под полы интернет-карты различного достоинства. Мы взяли на 5 часов. Нам этого за глаза хватило на 5 дней.
По возвращении домой мой друг спохватился, что он еще не ужинал сегодня. В ночи мы отправились на ужин, на наше счастье нам подвернулась «Япона Хата». Мы надеялись обнаружить там суши с салом, но ничего такого там не оказалось. Зато такого разнообразия роллов я не видела даже в московских ресторанах. Ролл-сет, который предназначался для двоих, нам частично пришлось уносить домой (блины с творогом все-таки занимали большую часть желудочного пространства).
Довольные и счастливые мы легли спать, чтобы наутро провести еще один замечательный день во Львове.