Эхо «Арабской весны»

Jan 28, 2015 22:26

Оригинал взят у master7009 в Эхо «Арабской весны»



В 2011 году «Арабская весна» прокатилась волной цветных революций по странам Северной Африки, а затем и Ближнего Востока. Тунис, Египет и Ливия стали полем боя мироустроительной войны, планы которой разрабатывались заокеанским претендентом на мировую гегемонию. Тяжелые силы демократии, обрушившись на африканскую землю, закрутили бурю, ввергая в хаос некогда стабильный регион, десятилетиями контролируемый так называемыми диктаторами. Под предлогом борьбы за демократию США начали войну за контроль над этим стратегическим регионом.

Лидеры этих стран в своё время, так или иначе, устраивавших Запад, были смещены в результате массовых протестов, умело организованных, благодаря тщательно отработанным технологиям развёртывания цветных революций. Наибольшее сопротивление данному процессу «демократизации», во имя далеко идущих интересов США, было оказано ливийским лидером Муаммаром Каддафи. Тем не менее, оно было обречено на провал т.к. ставки были слишком велики и к тому же, мироустроительная игра была спланирована так, что у лидера ливийской Джамахирии при отсутствии международной поддержки практически не осталось никаких шансов на победу в этой войне. Результат известен всем - полковник Каддафи убит боевиками оппозиции, а саму Ливию до сих пор лихорадит от непрекращающейся борьбы за власть и контроль над её территорией и ресурсами.

Последним значительным событием, имеющим далеко идущие последствия, не получившим широкую огласку в СМИ, стал захват в городе Бенгази отделения Центробанка Ливии, в котором хранилась основная часть валютных резервов боевиками, подчиняющимися отставному генерал-майору Халифе Хафтару. 21 января они предприняли атаку на отделение ЦБ и уже 22 января, оно перешло под контроль нападавших.



Как сообщает NYT, Центральный банк имеет две штаб-квартиры. Одна из них в Триполи, вторая в Восточном филиале в Бенгази. В ЦБ хранятся доходы от добычи ливийской нефти, а также золотовалютные резервы, большая часть которых как раз находилась в отделении города Бенгази. По данным, опубликованным в 2013 г., ЦБ Ливии объявил, что с начала войны в стране с 2011 г. валютные резервы сократились с $321 млрд до $113 млрд. Об этом, в частности, сообщало агентство Al Monitor.

До сих пор, несмотря на непрекращающиеся конфликты между враждующими сторонами, ЦБ сохранял нейтралитет и обеспечивал финансирование бюджетов внутренних дел и Министерства обороны, оплачивал топливные и продовольственные субсидии, а также выделял средства на зарплаты государственных чиновников, врачей, учителей, местных чиновников и миллионы других государственных служащих. По сути это был последний государственный институт, позволявший удерживать хоть какую-то стабильность в стране.

До последнего времени получить контроль над ЦБ пытались враждующие группировки так называемого национального правительства, одни из которых находились на западе в Триполи, другие в восточных городах Торбук и Байда. Камнем преткновения в этом вопросе служил председатель Центрального банка, Садик Эль-Кабер, отказавшийся добровольно уйти в отставку.

До недавних событий ему удавалось сохранять нейтралитет ЦБ, не вмешиваясь в политическую борьбу и обеспечивая защиту экономических интересов Ливии. Благодаря этому г-н Кабер получил поддержку среди западных стран, которые имеют решающий голос в судьбе Центрального банка Ливии, потому как часть валютных резервов хранится в западных финансовых центрах.

Садик Эль-Кабер в декабре прошлого года побывал в Вашингтоне для встречи с американскими и британскими дипломатами, а также с чиновниками из Белого дома и государственного казначейства и отделов, давая понять, что Запад продолжает относиться к нему, как к ответственному лицу, несмотря на усилия группировки национального правительства в Торбуке и Байде, чтобы заменить его на этом посту.

Ситуация резко изменилась, когда боевики генерала Халифа Хафтара взяли под свой контроль отделение ЦБ в Бенгази. Этот шаг может изменить весь политический расклад в Ливии. Поскольку даёт возможность непосредственно влиять на ситуацию, контролируя денежные ресурсы. По сути, это заявка на власть в стране, где за последнее время ливийские лидеры сменяли друг друга с большой частотой.



Стоит подробнее остановиться на личности генерал-майора Халифы Хафтара, пользующегося на данный момент значительной поддержкой ливийского народа.

Хафтар был одним из главных участников государственного переворота в 1969 году, приведшего к власти Каддафи. Полковник сделал его начальником генштаба ливийской армии. В 1980-х, когда ливийский лидер пытался свергнуть союзный Западу режим в Чаде, генерал вместе с 700 находившимися под его командованием военнослужащими был взят в плен армией Чада. Когда Каддафи опроверг, что посылал свои войска в соседнюю страну, и не стал защищать Хафтара, с ним связалось ЦРУ и склонило к сотрудничеству.

После свержения проамериканского президента Чада Хабре в результате переворота, совершенного профранцузским лидером Идрисом, США начали терять интерес к этой стране. С позволения Франции, Идрис попытался наладить тесные связи с Каддафи, но Хафтар и его люди помешали этому.

Когда ЦРУ не удалось найти базу для Хафтара в Заире или Кении, он был доставлен в США в качестве беженца. До самого начала восстания против Каддафи в 2011 году он находился в штате Вирджиния, недалеко от штаб-квартиры ЦРУ.

Незадолго до начала восстания генерал вернулся в Ливию и стал одним из лидеров повстанческих сил. Постепенно он пробился на третье место в революционной иерархии.

Одно время его даже хотели назначить командовать солдатами, перешедшими на сторону восставших, но позже эта должность была отдана Абдульфаттаху Юнусу. Когда Юнус был убит, имя Хафтара фигурировало в списке подозреваемых виновников его смерти.

После свержения Каддафи генерал ушел в тень, и вновь появился на сцене, только когда потребовалось подорвать влияние «Братьев-мусульман».
В середине мая 2014 г. Хафтар объявил войну верным правительству отрядам ополчения в Бенгази, втором по величине городе страны. Подразделения, контролируемые Хафтаром, атаковали позиции исламистов в Бенгази, не уведомив действующие власти Триполи.

В результате столкновений погибли 43 человека, более 100 человек получили ранения. Во время выступления на одном из телеканалов Хафтар дал обещание «очистить от террористов» крупнейший город на востоке Ливии. По мнению действующих ливийских властей, столкновения в Бенгази являются «попыткой государственного переворота».

20 мая появилось сообщение, со ссылкой на агентство Рейтер, что командующий спецназа Ливии Ванис Бухамада заявил, что войска специального назначения Ливии переходят на сторону мятежного генерала Халифа Хафтара. Ранее сообщалось, что к силам Хафтара присоединилась военно-воздушная база, находящаяся на востоке Ливии в районе города Тобрук.

По сути, Хафтар объявил войну «Братьям-мусульманам», исламисткой группировке, захватившей власть в Ливии в результате переворота, поддержанного западными странами. В интервью, опубликованном египетской газетой "Аль-Ватан", он заявляет, что в Ливии не останется ни одного члена исламистской ассоциации "Братья-мусульмане".

"Мы начали операцию под кодовым названием "Достоинство Ливии", которая потрясла не только нашу страну, но и весь мир. И сейчас мы хотим истребить всех экстремистов и террористов, - сказал он. - Мы не желаем, чтобы кто-то из "братьев" был на ливийской земле, и не позволим впредь никому из этой группировки остаться в Ливии. Мы не отступим, пока окончательно не расправимся с ними, с "Аль-Каидой" или другими, которые являются ничем иным, как ответвлениями "братства" под разными названиями".

Хафтар также пообещал, что будет судить всех, кто "посягнул на кровь и достояние" ливийцев. "Правосудие ждет тех членов Конгресса, причастность которых к этим преступлениям будет доказана, и это не обсуждается, - отметил он. - Сейчас для нас крайне важно восстановить права ливийского народа, который ради них вышел на улицы во время "революции в 17 февраля".

Инициатива Хафтара нашла широкий отклик в рядах, как регулярных силовых структур, так и полуофициальных вооруженных отрядов бывших революционеров, некоторых политиков, местных племен и восточных ополченцев региона Киренаика.

После свержения Каддафи в условиях, когда так и не была достигнута политическая стабилизация, в Ливии царит хаос и насилие, страна, по сути, погружена в анархию, а народ пребывает в постоянном страхе. На этом фоне жесткие действия Халифы Хафтара, по мнению большинства ливийцев, уставших от бесконечной войны всех против всех, являются спасительными для ливийского государства.
Ввиду такого положения дел взятие под свой контроль Центрального банка Ливии выглядит вполне логичным шагом по пути свержения исламистского правительства, пришедшего к власти на волне «арабской весны».

Не секрет, что США преследовали несколько целей, добиваясь смены правящих режимов в странах Северной Африки. В условиях, когда угрожающими темпами возрастал потенциал китайской экономики, в том числе за счёт значительной доли сотрудничества с множеством стран на Африканском континенте, Америка поставила задачу затормозить этот процесс. Кроме того, в случае Ливии, интерес состоял в обеспечении контроля над добычей нефти в этом регионе, поскольку значительная её часть предназначалась для стран Европы. А это, в свою очередь, также является своего рода инструментом, влияющим на развитие уже Европейского потенциала.

После вооруженного переворота и гибели Каддафи борьба за контролем над нефтяными ресурсами развернулась как внутри страны среди враждующих политических группировок и племён, так и среди западных компаний, занимающихся разработкой месторождений и добычей нефти.

До начала восстания более 60% ливийской нефти предназначались для четырех государств: Франции, Италии, Германии и Испании. Привлекательность ливийских месторождений для этих стран прежде всего состоит в высоком качестве нефти, довольно низких затратах на ее добычу, а также в непосредственной близости к Европе, что намного снижает конечную цену за баррель ввиду незначительных расходов по её доставке.



Стоит отметить, что практически все нефтяные комплексы, будь то добывающие или очистительные, расположены в восточной части страны. Кроме того, основные залежи «черного золота» расположены в Киренаике. Старейшины местных племен и полевые командиры заявили о создании здесь автономии, которая будет самостоятельно распоряжаться энергоресурсами на ее территории. Поэтому поддержка племён и вооруженных формирований этого региона даёт Хафтару дополнительны козырь в войне против правительственных войск.

Как мы можем убедиться, Ливия стала ареной борьбы за влияние в Североафриканском регионе, как в геополитическом, так и в экономическом плане. Неутихающие внутренние конфликты не позволяют достигнуть стабилизации в экономике и как следствие создают риски в различных аспектах, что играет на руку, прежде всего, США.

Управляемый хаос, вот главное оружие, используемое Америкой в борьбе за глобальное доминирование. Ливия одна из стран, попавших под его разрушительное воздействие. Что интересно, США, организовав тесное сотрудничество с «Братьями-мусульманами», совершили их руками ряд цветных революций в Тунисе, Египте и Ливии. Одновременно с этим в Ливию накануне «революционных» событий был направлен ставленник американских спецслужб отставной генерал Халифа Хафтар, сумевший занять высокое положение в новой военно-политической иерархии Ливии.

И теперь, когда пришло время ослабить и без того расшатанные позиции нового правительства бесконечными отставками своих лидеров, Хафтар вышел из тени, чтобы объявить войну исламистам. Кто бы ни победил в этой схватке, заокеанские кукловоды в любом случае будут продолжать дёргать за ниточки, управляя процессом в своих интересах.



Стоит обратить внимание на ещё один важный фактор, вносящий коррективы в состояние дел ливийского государства. На его территории теперь действуют боевики «Исламского государства», к формированию которого в немалой степени приложили свою руку США. К примеру, не далее как вчера было совершено нападение на гостиницу "Коринтия" в ливийской столице лояльными "Исламскому государству" боевиками, погибли 11 человек. () Известно, что в момент атаки в "Коринтии" находился премьер-министр сформированного одновременно с захватом Триполи и непризнанного международным сообществом правительства "национального единства" Омар аль-Хаси. По данным Центрального щита, он был эвакуирован его бойцами, "не получив ни одной царапины". В кабмине исламистов уже заявили, что именно глава кабинета министров был целью нападения, и поспешили возложить ответственность на Хафтара, что не удивительно в сложившейся обстановке. Тем не менее, стоит учесть, что это ещё одна сила, задействованная в процессе дестабилизации и хаотизации как в самой Ливии, так и во всём Североафриканском регионе в целом.

Эхо «Арабской весны» до сих пор разносится грозными раскатами над многострадальной землёй Ливии и, похоже, что его отголоски ещё не скоро стихнут в пыли Африканской пустыни.

Previous post Next post
Up