(
Начало) К концу 70-х обе сверхдержавы вдруг резко (снова) озаботились общим образованием и приняли ряд мер, которые у вдумчивого ревизиониста должны вызвать вопросы о том, чем же они были заняты до этого времени.
Так, в 1977 г. среднее образование стало обязательным и в ноябре Совмин СССР принял постановление «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ», которое вступило в силу в 1978 г. Переход на бесплатное пользование учебниками должен был завершиться к 1983 г. В тексте постановления честно признаются:
«Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
отмечают, что предусмотренная новой Конституцией СССР бесплатная
выдача школьных учебников имеет большое политическое,
социальное и воспитательное значение.
А почему об этом не подумали раньше, если СССР существовал (как нас уверяют) с 1922 г, и время от времени устраивал ликбезы, а потом снова их повторял. Неужели у граждан всегда были средства на покупку учебников, особенно у вдов в голодные послевоенные годы или у бесправных колхозников? А что, если некоторые асоциальные элементы проявят несознательность и забудут купить чаду учебник к новому году? Ко всему прочему, из этого же постановления следует, что еще не все учебники утверждены:
За последние годы органы народного образования, учебнопедагогические издательства страны провели определенную положительную работу в этой области. Школы в основном своевременно обеспечиваются учебниками к началу учебного года.Около 80 процентов учебников утверждены в качестве стабильных, по ряду дисциплин завершаются разработка и издание комплекта учебной литературы.
Что же получается, во времена Сталина и Хрущева учебники были нестабильные? Почему понадобилось так резко все утверждать заново? Это похоже на смену режима, как после развала СССР, когда учебники пришлось переписывать под новые реалии. Правда, насколько я помню те времена, на математике и других точных науках это почти не сказалось, а вот в 70-е, похоже, были резкие скачки во всем, от учебников до методов образования (к примеру, провели
печально известную реформу преподавания математики Колмогорова).
Учебники СССР часто печатались в ГДР и должны были прослужить пять лет - то есть замах властей плохо соответствовал реальным средствам и возможностям, хотя, казалось бы, к концу 70-х уже все должно быть давным-давно налажено.
Что касается США, то там еще веселее: Министерство образования (
Department of Education) было основан только в 1979 г. До этого за образование на федеральном уровне отвечало Министерство здравоохранения, образования и обеспечения, и чем именно оно занималось не совсем понятно. Впрочем, образование в Штатах и сейчас достаточно децентрализировано, и во много финансируется и устанавливается отдельными штатами, которые традиционно сопротивляются попыткам навязать единые стандарты сверху.
Первое исследование уровня грамотности на национальном уровне было проведено министерством лишь в 1992 г., и тут обнаружилось, что 40 миллионов жителей находятся на самом низком уровне грамотности и могут понимать только простые письменные указания.
Кстати, консервативные круги восприняли создание федерального министерства в штыки, и президенты от Республиканской партии часто обещают его упразднить, но пока этого не произошло. Сейчас проходят эксперименты с системой ваучеров, которые позволяют ученикам выбирать школу, в том числе частную. Учебники бесплатные почти во всех штатах, но процесс еще не завершен. Считается, что платные учебники - это еще один налог на средний класс (для неимущих есть отдельные программы). Понятно, что в СССР среднего класса в западном понимании не было, но вполне возможно, что он мог быть еще в 50-е или в 60-е годы, когда в стране был другой строй. Ну, скажем, минимум до 1956 г., когда высшее образование в СССР сделали бесплатным (а может, имеется в виду 1976 г.?). Вероятно, обеспеченная городская прослойка могла позволить себе покупать книги каждый год, а самым бедным помогало государство.
В итоге у нас получаются очень странные сверхдержавы, которые сумели создать индустрию, вооруженные силы и ядерное оружие, но не имеют четкого плана о подготовке необходимых кадров вплоть до конца 70-х. Кто же занимался образованием детей и молодежи в прежние времена? Какие методы использовались? Откуда столько малограмотных людей даже в наше время, детей с дислексией и другими проблемами, которые должны были быть решены уже давно? В 70-х произошел какой-то провал, после которого надо было все восстанавливать в срочном порядке, да еще далеко не самыми эффективными средствами.