Продолжу серию постов о речных круизах. В
первой части я рассказывал о том, какие есть маршруты по рекам и озерам из разных городов, затем был рассказ о том,
какие пассажирские суда работают в настоящее время на круизных линиях, а сегодня расскажу об одном из них: это первая часть - взгляд на судно со стороны работающих там. Все же, с туристической стороны многие знают как и что выглядит, а с обратной - не все. Попробую рассказать подробнее об этом.
1. Для начала общая информация о судне.
Проект изначально: 26-37
Длина, м: 96,27
Ширина м: 14,98
Высота, м: 14,84
Осадка, м: 2,39 / 2,56
Водоизмещение полное, т: 1 584
Доковый вес, т: 1 300
Скорость, км/ч: 21 - 23, максимальная - 27.
Пассажировместимость, чел.: 400
Место постройки: Slovenske Lodenice Komarno, Комарно, Чехословакия
Дата ввода в эксплуатацию: 08.03.1961
С постройки и до 1963 года судно называлось "СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ". С 1961 по 2004 гг. работал на транспортной линии Москва-Астрахань. С 2004 по 2005 гг. проходил переоборудование, и с 2006 г. работает на круизных линиях. После модернизации проект 26-37/315, пассажировместимость - 140 чел. Эта же компания осуществляет эксплуатацию судна. Район плавания - Москва - Санкт-Петербург - Пермь - Астрахань - Ростов-на-Дону.
2.
Теплоход находится в работе с конца апреля по конец октября - начало ноября. Зимует судно в
затоне Память Парижской коммуны под Нижним Новгородом (БТОФ Жуковская). В зимний период часть экипажа остается на теплоходе участвовать в зимнем судоремонте: ремонт машин и механизмов, окрасочные работы и так далее. Несколько членов экипажа осуществляют круглосуточную охрану теплохода. Остальные члены экипажа, в основном рядовой состав, возвращаются в училища, или уходят в межнавигационный отпуск. За две недели до начала первого рейса производится вооружение теплохода, т.е. проверяются все механизмы и машины, системы пожаротушения, проводится уборка помещений и подготовка кают. После чего судно проходит сдачу трем комиссиям: Регистру, судоходной инспекции и СЭС с пожарной службой. В первый рейс теплоход обязательно выходит из затона с представителем Речного Регистра на борту на ходовые испытания.
3.
Экипаж судна составляют 63 человека. Из них непосредственно 33 - это экипаж, а 30 - работники ресторана, проводники. Сам экипаж делится на две категории: комсостав и рядовой состав. К комсоставу относятся капитан, старпом (старший помощник капитана), 2-й и 3-й помощники (штурмана), начальник радиостанции, главный механик с 3-мя помощниками, электромеханик, медик и директор ресторана.
4.
Зарплата на судне от 15 до 50 тысяч рублей за месяц в навигацию (после вычета налогов, то есть на руки). Бесплатно питание и, соответственно, проживание. Вне навигации - на 10-20 процентов меньше. В палубную команду (матросы) идут курсанты речных училищ и академий водного транспорта. Трудовой путь на мостик - от матроса до капитана - выглядит примерно так: матрос - рулевой - 3-й пом. капитана - 2й помощник - 1-й помощник - капитан. Соответственно, это должно быть подкреплено не только практическими навыками, но и дипломом и аттестатами. Занимает это не менее 12-15 лет, но чаще всего капитанами становятся к 40-45 годам. Бывают и 30-летние капитаны, но это исключение из правил.
5. Рядовой состав проживает в двух- и трехместных каютах с умывальником (душ и туалет на палубе).
6. Комсостав проживает в более комфортабельных каютах, правда отличающихся только наличием санузла в каюте и тем, что каюты одно и двухместные.
6А. А так для сравнения выглядят пассажирские каюты теплохода.
7. Питается весь экипаж в одном месте и в составе блюд различий нет. Питание трехразовое. Время завтрака, обеда и ужина приходится на смену вахт.
8. Небольшая прогулка по судну. Начнем с главного места - ГКП, он же мостик или рубка. За экскурсию большое спасибо капитану теплохода Быкову Алексею Анатольевичу, командующему теплоходом третью навигацию. Вахту капитан несет с полуночи до 4 часов утра и с 12 до 16. Вместе с ним в рубке находятся 3-й помощник капитана и рулевой, а в машинном отделении - 1-й помощник механика и моторист. Кроме того, капитан присутствует в рулевой рубке при сложных метеоусловиях, при прохождении опасных участков, и при трудных маневрах. У остальных членов экипажа вахта также по 4 часа: с 4-8 / 16-20 и 8-12 / 20-0.00.
9.
С ГКП осуществляется управление судном: судовождение и управлением машинами. Машинный телеграф, локатор, ДАУ.
10. Традиционно на таких судах управление судном осуществляется с помощью кнопок, но в данном случае штурвал действующий и дублирует кнопочное управление. Туристы, посещающие на экскурсии рубку (такие экскурсии проводятся во время каждого рейса продолжительностью более 5 дней), особо этим довольны, так как каждый второй попавший в рубку первым делом ищет там штурвал.
11. ДАУ - дистанционное автоматизированное управление.
12. Радиостанция и навигатор.
13. Пульт управления рулевым устройством
14. Подача звуковых сигналов. По правилам плавания в городах не производится, да и просто на реке погудеть не придется - все случаи применения должны выполняться исходя из необходимости.
15. На крыльях мостика находятся дублирующие машинные телеграфы и ДАУ.
17. Радиостанция и штурманский стол.
18. Магнитный компас.
19. Локатор РЛС.
20. Морской радар (на Ладожском и Онежском озерах есть участки относящиеся к зоне морского прибрежного плавания).
21. При этом обязательно наличие на судна навигационных карт (лоций), тех участков по которым проходит плавание. На теплоходе также используются электронные карты всех водных путей, по которым ходит этот теплоход.
22. Эхолот "Кубань".
23. Центральный пост управления в машинном отделении. Температура от 40 и выше и постоянный грохот машин.
24. Главный двигатель - на судне их 3.
25. Шкода 6L275PN 3x525 л.с. В этом году все главные двигатели и все дизель-генераторы прошли капитальный ремонт.
26. Дизель-генераторы.
27. Котел.
28. КОФ - это комплексное обслуживание флота в портах. В это входит: заправка судна питьевой водой (как с берега, так и судов-водолеев) - около 110 тонн; заправка топливом - также около 110 тонн, сдача мусора, подсланевых и сточно-фекальных вод.
Как выглядит теплоход глазами туриста - каюты, ресторан, салон и другие общественные помещения, а также, как и из чего складывается день, экскурсионная программа и другие моменты - в следующем рассказе.