Как я уже писала раньше, в июле мы ездили в необычный отпуск. Необычным он был и для нас (потому что первый раз), и для многих вокруг (потому что мало кто из нашего окружения проводил свой отпуск так же).
А отпуск мы провели, путешествуя на парусной яхте по Эгейскому морю.
Всё началось около года назад, когда нас позвали
покататься на яхте Чайка по Финскому заливу. Тогда нам это настолько понравилось, что в течение сентября мы почти все выходные уделяли покатушкам на Чайке, а в начале октября принимали участие в подъеме лодки на зиму. Всю зиму мечтали о путешествие под парусами в каких-нибудь тёплых морях. Мечтали и думали, как бы это дело организовать... И в итоге остановились на мысли, что если Рома получит права на управление парусным судном, то у нас будет возможность самостоятельно путешествовать таким образом и не зависеть ни от кого (не нанимать шкипера за дополнительные деньги, самостоятельно набирать экипаж и т.д.).
Права Рома получал в апреле в Русском Яхтенном Центре. На практику ездил в апреле на неделю в Турцию. А уже в июле мы самостоятельно брали лодку в аренду в той же Турции, с целью пойти дальше в Грецию. (Да, поскольку у нас есть знакомые, которые уже не первый год ходят под парусами и знаю все подводные камни в вопросах аренды, то нам было немного легче, чем могло бы быть первый раз).
Лодку мы брали в Фетхие (Турция), дальше направлялись на Родос, где проходили границу, и путешествовали по Греции, в конце путешествия закрывали границу там же на Родосе, в Турцию въезжали через Мармарис. Дальше расскажу про прохождение турецко-греческой границы на яхте.
В Фетхие штамп о выезде из Турции мы получили через чартерную компанию, в которой брали лодку - просто заплатили денег и через пару часов получили паспорта обратно. Дальше за ночной переход мы дошли до Родоса, где в марину нас не пустили со словами, что нет мест. (Если хотите стоять в марине, а не на якоре снаружи, то стоит позвонить за пару дней по телефону 00302241037927 и забронировать место.) В итоге мы стояли на якоре за волноломом возле трёх мельниц. После высадки на берег (на надувной лодке) капитан пошёл в Port Authority (находится рядом с офисом Mandraki Marina), заполнил и заверил у них же crew list - бланки выдали на месте, взяли портовый сбор в размере 15 евро (за 37-футовую лодку). Далее капитан один с паспортами всей команды и заверенным crew list отправился в пассажирский порт (куда приходят паромы), там прошёл паспортный контроль за всех и таможенный контроль. Таможня взяла ещё 40 евро за что-то. После этого нужно было вернуться в Port Authority и занести им копию crew list со штампами паспортного контроля и таможни. На этом граница закончилась. Лодку не досматривали, команду предъявить не просили. Вот вам и самый простой путь нелегально попасть в шенген - просто прийти на яхте из Турции и не проходить границу =) Правда, между делом, капитан несёт уголовную ответственность, если нелегально переправит кого-нибудь куда-нибудь, так что испытывать не рекомендую...
На обратном пути капитан обошёл всё тех же в том же порядке, но в Port Authority в первый заход ничего дополнительного не давали и на crew list штампов не ставили, поэтому по идее капитан может идти сразу на таможню. На таможне дали какую-то бумажку (денег не взяли), потом на паспортном контроле проштамповали все паспорта и поставили ещё один штамп на crew list, копию которого нужно было отнести в Port Authority. Если стоять на якоре снаружи, как мы, то в Port Authority даже не собирают портового сбора - всё бесплатно.
На обратном пути мы ещё самостоятельно оформлялись в Турции. Вот это было повеселее - денег сдирали больше, расстояния там тоже значительно большие приходилось преодолевать, но и вообще система как-то менее налажена, чем в Турции. Такое удовольствие в Турции стоит от 100 до 200 евро, в зависимости от местоположения конторы, которая всё оформляет. Совсем сэкономить не удается, потому что турки требуют оформление транзитлога обязательно в печатном виде и именно за его печать берут большую часть денег.
Ещё возможно, кому-то интересно, как оно путешествовать на парусной яхте с человеком, который только что получил права =) Наверно, если бы это был не Рома, если бы я ни разу не участвовала в парусных прогулках и вообще не представляла, что это такое, то было бы очень страшно =) Так что тут всё очень сильно зависит от человека. Рома действительно хорошо освоил теорию, натренировал практику и вообще отнесся к делу со всей ответственностью, так что, мне кажется, страшно не было даже людям, которые первый раз были на парусной лодке. Единственно, что действительно немного напрягало поначалу, так это швартовка, но в турецких маринах всегда есть специальные люди, которые на надувных лодках помогают запихиваться в самые узкие дырки, а в Греции на тех островах, где мы были, вообще марины были достаточно пустыми.
К слову, в Греции с сервисом в маринах значительно хуже, чем в Турции (обычно нет душа, не всегда есть туалет, никто не помогает при швартовке), но зато за ночь стоянки мы тратили от 6 до 15 евро против 50 в Турции.
Итого, за 2 недели мы прошли на лодке 556 морских миль со средней скоростью 5, 67 узлов, максимальная достигнутая скорость 8,44 узла. Трек можно посмотреть тут -
http://tracker.sailandsee.net/en/Regattas/View/22. У нас было 4 ночных перехода, максимальный переход составил около 110 миль (Ираклион, Крит - Карпатос).
В общем, нам понравилось =)
Зовём всех с нами в новые путешествия ;)
Вступление. Часть первая. Фетхие, Турция - Родос, Греция. Часть вторая. Остров Сими. Часть третья. Остров Нисирос. Часть четвертая. Остров Астипалея. Часть пятая. Остров Тира (Санторини). Часть шестая. Крит. Часть седьмая. Остров Карпатос. Часть восьмая. Родос - Мармарис - Фетхие. Часть девятая. Техническая.