![](http://pics.livejournal.com/rios_ovich/pic/000sty8y)
Основной грех западной цивилизации, по Маклюэну, - это создание фонетического алфавита и письменности на его основе. До этого человек воспринимал мир слухово, гармонически, а с появлением письма и в особенности книгопечатания возобладало визуальное, линейное мышление.
Возникла, как ее обозвал Маклюэн, "галактика Гутенберга", где все грамотные люди в той или иной степени расщепленные личности, шизофреники. Ибо одно дело - быть восточным человеком и созерцать иероглиф, который, будучи сложным образом, вовлекает в процесс созерцания все чувства того, кто его рассматривает. И совсем другое дело - европеец, читающий текст на любом из европейских языков. Ведь самое важное свойство типографского шрифта - это его повторяемость. И именно типография впервые создала стандартно воспроизводимый товар, породила первый сборочный конвейер и первое массовое производство. То есть именно то, что разобщает людей, отчуждает их друг от друга.
В отличие, скажем, от Спинозы или Декарта, Маклюэн мыслил несистематически и непоследовательно. И делал это принципиально. Он отстаивал мозаичный, чересполосный образ современной цивилизации - и в своих текстах воспроизводил его. Да и говорил точно так же: по смыслу - парадоксально, по способу - ассоциативно. Впрочем, и к письму и даже к устной речи он относился не особенно доброжелательно. О чем прямо заявил в одном из разговоров с Джоном Ленноном: "Язык - это организованное заикание. Чтобы говорить, надо буквально расколоть звуки на куски. Лишь когда человек поет, он не заикается..."