Амстердам (Amsterdam) Режиссёр: Дэвид О. Рассел
Киноаттракакцион по мотивам ранних Каро и Жене с заново перепридумавшим себя Кристианом Бэйлом и кучей звёзд в ролях втрого плана. Аня Тейлор-Джой неподражаемо зыркает глазищами в образе белокурой бестии, связанной с обществом «Врил».
Банши Инишерина (The Banshees of Inisherin) Режиссёр: Мартин Макдона(х)
Сага об особенностях ирландского характера от великого трио Фаррелл - Глисон - Макдона(х). Брови Колина Фаррелла заслуживают отдельной номинации на «Оскар». Помимо них зрителя поджидают констебль-онанист, метание отрубленных пальцев в оппонента и ослица Дженни, заслужившая себе персональное облако-рай.
Блондинка (Blonde) Режиссёр: Эндрю Доминик
Препарированные жизнь и судьба Мэрилин Монро, местами спорное, но ни разу не скучное зрелище. Хрестоматийное «Пу-пу-пиду» неожиданно оборачивается тяжелейшей закадровой истерикой. Бенефис Аны де Армас, закрепляющий за ней статус главной латино-стар текущего момента (Lo Siento, Penélope...). Ну и музыка Ника Кейва и Уоррена Эллиса впридачу.
Варяг (The Northman) Режиссёр: Роберт Эггерс
Если Эггерс - инкарнация А.Ю. Германа, то перед нами «Проверка на дорогах», щедро сдобренная кровью и матерью - сырой землёй. Финал, как водится у автора, слегка завален, зато здесь скачет шутом гороховым Уиллем Дефо и являются валькирии в наркотическом делирии. В виде бонуса - сеанс эзотерики от Бьорк и водящая хороводы у костра бьорковская дочь - молодуха.
Икс (X) Режиссёр: Тай Уэст
Замечательный в своей лихости и лютости оммаж дурному кино 70-х. Миа Гот, от которой «сияние» исходит, тащит на себе нехитрый сюжет про противостояние киношников - порнографов и бабушки, живущей вчерашним днём. В других ролях - острозубая крокодильша и Дженна Ортега, позднее покорившая сердца молодёжи в образе Уэнсдей Аддамс.
На тебе сошёлся клином белый свет Режиссёр: Игорь Поплаухин
Болезненно отстранённая медитация на тему жизни и смерти Янки Дягилевой, нашпигованная шумовыми эффектами и путешествиями на край ночи. Лысый «музыкант Егор» должен, по идее, отпугнуть партком экзальтированных олдарей и ценителей исторической достоверности. А на вопрос «Ян, как у тебя жизнь вообще?» ответа мы, вероятно, так никогда и не получим.
Преступления будущего (Crimes of the Future) Режиссёр: Дэвид Кроненберг
В 2022-м отстрелялись новыми фильмами двое седовласых титанов, Ардженто и Кроненберг. Со стороны это похоже на демарш чудаков - пенсионеров, не желающих съезжать со старых квартир и на чём свет стоит костерящих новые времена. И если с итальянским маэстро всё совсем худо, то Кроненберг ещё может влепить промеж глаз ожиревшему обывателю. «Хирургия это новый секс» - хлёсткий message, согласиться с которым сложно, а спорить страшно: чорт его знает, что у этого пасмурного деда на уме.
Пэрл (Pearl) Режиссёр: Тай Уэст
Вторая часть предполагаемой трилогии от Тая Уэста и Мии Гот. Оставив на время выжившую в бойне Максин, история уходит в далёкие двадцатые, которые почему-то сняты вырвиглазовым техниколором середины ХХ века. Миа всё так же прекрасна, сельские вилы всё так же остры, крокодильша уже облюбовала соседский пруд - в общем, всё OK, ожидаем третью часть.
Убойный монтаж (Coupé) Режиссёр: Мишель Хазанавичус
Сначала режиссёр Хазанавичус убеждает зрителя, что у него, Хазанавичуса капитально пробило флягу и тонкий свист оттуда к исходу первого получаса превращается в оглушительный рёв. Затем идёт изящная пикировка с «Irma Vep» Ассайаса. Ну а третья часть «как всё было на самом деле» - прыжок прямиком в объятия Вуди Аллена. С тем лишь небольшим отличием, что уютный джаз и тротуары Манхэттена заменены здесь на тотальный хаос и манифест весёлого безумия.
Целиком и полностью (Bones and All) Режиссёр: Лука Гуаданьино
Неторопливое road movie про молодую каннибальшу в поисках мамы, себя и первой любви. Гуаданьино поженил радикализм Гринуэя и Вл. Сорокина с трогательной мечтательностью С. Соловьёва. Главная героиня, конечно, ни разу не Друбич, а вот её томный подельник, прибери он свои гастрономические предпочтения, вполне вписался бы в «Нежный Возраст». Одноэтажная Америка, условные 80-е, камео Джессики Харпер и Хлои Севиньи - не сказать, что перед нами instant classic, но что-то вим-вендерсовское в этом определённо есть.