Том Уэйтс - Идеально контролируемое безумие

Dec 07, 2020 10:00



Tom Waits     Live in Prague     2008



All Photos by Jan Handrejch



Артемий Троицкий: Том Уэйтс - нетипичный артист с нетипичным статусом. В качестве оксюморона его можно было бы назвать «мегазвездой андерграунда», и свою «подпольную» линию Том гнёт довольно последовательно. Во всей Праге, заклеенной афишами R.E.M. и The Mars Volta, не было ни одного щита, рекламирующего концерты Уэйтса в Зале Конгрессов, в том числе и на самом огромном здании Зала.

Все до одного билеты были именными, и на входе в зал контролёры требовали удостоверение личности, чтобы исключить возможность перепродажи. В результате на концерте царила интимная атмосфера подвального сейшена «для своих».

Я был на втором из двух пражских концертов Уэйтса - 22 июля. Концерт начался с песни «Lucinda», плавно перешедшей в «Ain't Goin' Down». Сидя на невысоком подиуме, Том активно топал ногами в ритм музыке, поднимая клубы пыли. Пережив вступительный выплеск зрительской истерии, группа начала играть классическую «Rain Dogs». Тут уже можно было сделать первые выводы: звучание бэнда стало более мягким, пластичным и камерным. Электрогитара зазвучала только на седьмой песне, да и то - на спокойной «Cold Cold Ground».

Лучшим, на мой вкус, номером первой трети концерта была совершенно придурочная «Chocolate Jesus»: Том пел в мегафон, а Омар Торрес аккомпанировал ему на банджо. В середине программы был «тихий час», во время которого Уэйтс исполнил пару песен под фортепиано, включая хит всех времён и народов «Innocent When You Dream».

Закончилась основная часть программы великолепной связкой из невротического фанка «Get Behind The Mule», божественно красивого блюза «Dirt In The Ground» и развесёлого карнавального свинга «Make It Rain», во время исполнения которого на сцену действительно пролился дождь из золотых блёсток. На Уэйтсе полностью промок даже пиджак - разумеется, не от «осадков».

Публика неистовствовала минут десять, после чего артисты исполнили три вещи на бис. Вяловатые баллады (последней была «Hold On»), по-видимому имели целью успокоить разбушевавшийся зал, чтобы он отпустил Тома на самолёт в Париж.

То, что я наблюдал этим вечером, было идеально контролируемым безумием. Доходяга Уэйтс остаётся верен себе и своему выспреннему аутсайдерству, но акценты с годами смещаются. Если раньше он был десперадо, опасный буян и позёр, то теперь он, скорее, юродивый пророк. Нам, славянам, это даже ближе.

Журнал Rolling Stone (Russia) № 09 (51), 2008 г.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

7 декабря 1949 года в Помоне, Калифорния родился Томас Алан Уэйтс

Артемий Троицкий, rolling stone (russia), Том Уэйтс, Есть Повод

Previous post Next post
Up