Энди Уорхол говорил, что Нико выглядела как ожившее изваяние с корабля викингов. Сама она рассказывала, как в детстве гуляла среди разбросанных трупов и дымящихся руин города, ещё недавно называвшегося Берлином. Девочка выросла и сквозь неё в наш мир стали прорастать песни о боли, тоске и одиночестве, спетые низким голосом, который звучал как будто из глубин древней гробницы. Скорее даже, это были не песни, а сигналы откуда-то из вечной мерзлоты, сковавшей сердце юной немки по имени Криста Паффген.
Преданных почитателей Нико не смущала масса пробелов и нестыковок в её историях. Например, то, что к моменту, когда девочка с матерью вернулись в Берлин, трупы с улиц города давно уже убрали. Или то, как отец, зажиточный бюргер, чудесным образом обернулся русским дворянином. Нико собственноручно выстраивала один миф за другим. Холодная красота, немецкий акцент и удивительная манера растягивать слова буквально завораживали - людям, попавшим в плен её обаяния, было не так уж важно, правду говорит фрау Паффген, или попросту морочит им голову.
Отсутствующий взгляд и строгая диета из вина, сигарет и героина. Роли в радикальных фильмах Уорхола и Гарреля. Несколько альбомов, продававшихся из рук вон плохо, но с годами обретших культовый статус. Её жизнь была подобна отблеску магического кристалла, играющему в лунном свете на стенах средневековой пещеры. «Marble Index» (пластинка, которую Нико считала своим первым самостоятельным релизом) запустила карьеры готических сирен Сьюзи Сью и Даниэллы Дакс и даже сейчас, спустя полвека, гулким эхом отзывается в творчестве Бьорк и Zola Jesus.
Феномен нордической femme fatale пытается понять Тобиас Лемкуль в книге «Нико: Биография загадки». Автору удалось сохранить необходимую дистанцию с главной героиней, он тщательно отслеживает начальный этап карьеры Нико, когда фотографии белокурой красавицы с как будто высеченными из мрамора скулами замелькали на обложках немецких, итальянских, испанских и французских модных журналов. Тобиас Лемкуль рисует портрет самодостаточной и независимой девушки в мире светских львиц, брызжущих тестостероном жиголо и фотографов-первертов.
Большинство биографов Нико придерживаются мнения, что её переход из fashion-индустрии на подмостки уорхоловской «Фабрики» не более, чем случайность. Якобы она была слишком инертна, чтобы осмысленно строить карьеру в кино и музыке, а то, что эта карьера в итоге удалась - всего лишь стечение обстоятельств. Лемкуль, напротив, уверен, что Нико стала первой звездой нового типа. Ей быстро наскучил имидж блондинки из свиты Уорхола и The Velvet Underground, эта фрау была слишком независима, чтобы оттенять чью-либо славу.
Нельзя сказать, что «Nico: Biografie eines Rätsels» до конца раскрывает природу феномена Нико (многие рецензенты отмечают, что автор слишком много внимания уделил жареным историям). С другой стороны, эта богатая на факты книга помогает сформировать собственное и непредвзятое представление о Кристе Паффген и её вкладе в кинематограф и альтернативную музыку ХХ века.
Доктор Уильям С. Верховцев (по материалам немецких СМИ)
Nico 1968 Photo by Guy Webster