Принципиальное отсутствие позитивной социальной повестки и обилие стилизаций (некоторые из них уже больше напоминают пастиши) как бы затеняет, затушевывает позицию автора.
В частности, большую роль играют стилизации как раз под «прекрасную и яростную», «лихую» пору революционного хилиазма Гражданской войны (например, в песнях «Винтовка - это праздник» или «Вершки и корешки»): «Веселое время наступает, братва».
Автор играет в своего же идейного противника, но играет, как кажется, почти всерьез.
Между тем, несмотря на широкое использование апокалиптических и хилиастических концептов, сложно выявить их прочную мистическую или метафизическую базу. Коммунистическая апокалиптика, как показано выше, описывается и высмеивается наряду с другими социально-культурными явлениями того времени.
Кроме того, в некоторых случаях апокалиптические образы возникают без привязки к конкретному социальному строю: «Скоро звезды башкою оземь/ Будем жрать себя изнутри». Особый пласт занимает суицидальная лирика, где личная эсхатология человека приравнивается к эсхатологии мира: «Покончив с собой, уничтожить весь мир».
Такая эсхатология, конечно, не носит милленаристской направленности, так как не предлагает никаких утопических концептов, тем более, на Земле.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ