Маятник качнется в правильную сторону: хилиазм, утопизм и революция в поэзии Егора Летова

Dec 04, 2017 11:33


Прин­ци­пи­аль­ное от­сутс­твие по­зитив­ной со­ци­аль­ной по­вес­тки и оби­лие сти­лиза­ций (не­кото­рые из них уже боль­ше на­поми­на­ют пас­ти­ши) как бы за­теня­ет, за­туше­выва­ет по­зицию ав­то­ра.
В час­тнос­ти, боль­шую роль иг­ра­ют сти­лиза­ции как раз под «прек­расную и ярос­тную», «ли­хую» по­ру ре­волю­ци­он­но­го хи­ли­аз­ма Граж­дан­ской вой­ны (нап­ри­мер, в пес­нях «Вин­товка - это праз­дник» или «Вер­шки и ко­реш­ки»): «Ве­селое вре­мя нас­ту­па­ет, брат­ва».
Ав­тор иг­ра­ет в сво­его же идей­но­го про­тив­ни­ка, но иг­ра­ет, как ка­жет­ся, поч­ти всерь­ез.

Меж­ду тем, нес­мотря на ши­рокое ис­поль­зо­вание апо­калип­ти­чес­ких и хи­ли­ас­ти­чес­ких кон­цептов, слож­но вы­явить их проч­ную мис­ти­чес­кую или ме­тафи­зичес­кую ба­зу. Ком­му­нис­ти­чес­кая апо­калип­ти­ка, как по­каза­но вы­ше, опи­сыва­ет­ся и выс­ме­ива­ет­ся на­ряду с дру­гими со­ци­аль­но-куль­тур­ны­ми яв­ле­ни­ями то­го вре­мени.
Кро­ме то­го, в не­кото­рых слу­ча­ях апо­калип­ти­чес­кие об­ра­зы воз­ни­ка­ют без при­вяз­ки к кон­крет­но­му со­ци­аль­но­му строю: «Ско­ро звез­ды баш­кою оземь/ Бу­дем жрать се­бя из­нутри». Осо­бый пласт за­нима­ет су­ици­даль­ная ли­рика, где лич­ная эс­ха­толо­гия че­лове­ка при­рав­ни­ва­ет­ся к эс­ха­толо­гии ми­ра: «По­кон­чив с со­бой, унич­то­жить весь мир».
Та­кая эс­ха­толо­гия, ко­неч­но, не но­сит мил­ле­нарист­ской нап­равлен­ности, так как не пред­ла­га­ет ни­каких уто­пичес­ких кон­цептов, тем бо­лее, на Зем­ле.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Егор Летов, Кастанеда об этом ничего не писал

Previous post Next post
Up