«Поминальная молитва» Горина - произведение серьезное, многослойное, яркое. Спектакль с таким названием давно идет в репертуаре краевого драмтеатра.
Тем интереснее, что эту пьесу выбрал для постановки образцовый учебный театр «Гелиос» и режиссер Екатерина Константинова. Они поставили текст Горина, с некоторыми сокращениями, под названием «Тевье-молочник». И получился вполне профессиональный, камерный, ансамблевый спектакль, - неожиданно злободневный, хотя и без всяких внешних примет актуализации. Просто настоящий театр - всегда про сегодня.
Фото - архив театра
Спектакль любовно и ответственно выстроен визуально: цвета сдержанны, царствуют монохром и сепия; и покрой одежды, корзины, стол, повозка - все отдает аутентичностью (порой, правда, несколько нарушаемой на уровне деталей). В центре этого мира, в фокусе сценографии - большая деревянная повозка с откидными бортами: на ней умещаются и семья, и соседи. Эта телега - символ не столько мобильности, сколько внутреннего бездомья. Еврейская тема проведена в спектакле серьезно и ненавязчиво; но звучание в главных моментах скрипки безошибочно задает настроение.
Разновозрастной состав труппы объясним ее учебными целями; в целом же весь коллектив появляется лишь на массовых сценах, отдавая основное время монологам и диалогам ведущих артистов. Напомню, в «Гелиосе» нет профессиональных актеров, но их понимание театра и самоотверженность порой работает на искренность лучше, чем любая выучка. И когда, например, на «мужском совете» выступают юноши и прямо дети, - это выглядит как знак того, что остались здесь главным образом мальчики. Им и принимать решения.
Фото - Катя Марова
Интересный этот мир построен на противопоставлении действенного мужского и как будто бы пассивного женского; вот активный Тевье (Эдуард Степанян), то и дело говорящий с Богом, - а вот его комически-ворчливая жена Голда (Анастасия Ветошкина) и пятеро красивых дочерей. И действительно, кажется, что мужчины тут все решают; но нет, в самый значимый момент Голда, уже умирая, начинает ворожить, и оказывается, что женщины тайно управляют миром, играют на его скрытых струнах. В этой сцене Анастасия Ветошкина проявляет свой немалый актерский темперамент, по-настоящему вовлекая зрителей в мистическое действо, легко выводя происходящее из реалистического плана.
Эдуард Степанян ведет весь спектакль, как солист; отвлекшись, скажу, что в трехчасовом спектакле я не заметила ни одного провисания темпоритма, настолько все точно насыщено актерским существованием. Тевье в исполнении Эдуарда - еще не патриарх, а человек среднего возраста, смешной, яркий, сомневающийся, близкий зрителю в своих переживаниях и меряющий себя, ни много ни мало, по Ротшильду. Он легко переходит от настроения к настроению, доверителен с Богом и несомненно добр, несмотря на показную строгость. Его диалог с престарелым женихом дочери, забавным Лейзером-Волфом (Дмитрий Попович) - комическая сердцевина спектакля, классика qui pro quo: один про дочь, другой про корову. Лишь один момент показался мне не совсем ясным: в какой момент этот добрый, гневный, большой человек доходит до того, что готов, по сути, проклясть дочь Хаву (Руслана Мартьянова), переходящую в иную веру?
Фото - Катя Марова
Артисты хорошо понимают свои задачи и выполняют их с большим рвением; конечно, как это бывает в учебных спектаклях, порой им недостает легкости, особенно в интонациях. Но важно, что работа ведется совместная, ансамблевая.
Серьезная роль у Андрея Максимовича: его Менахем - один из ложных движущих механизмов спектакля: затеи его безрезультатны, но сам персонаж так обаятелен и убедителен, что оказывается существенной частью палитры спектакля. Замечательно точен в представлении своего героя и Валерий Костюк: его Перчик, опасливо стреляющий глазами и тихонько заматывающий портянки, - яркий персонаж, за которым с интересом следишь; а их роман с Годл (Лиза Табунщикова) разыгран так живо, что и слова кажутся лишними.
Фото - Катя Марова
Все молодые пары работают уверенно, пусть не везде легко; но нить персонажного присутствия простраивается точно и у Цейтл (Майя Гнетнева) с ее стремительно набирающим уверенность Мотлом (Алексей Скоробогатый), и у другой пары, идущей наперекор отцу: Хавы-Христины (Руслана Мартьянова) и ее смирного, трогательно интеллигентного Федора (Даниил Рогозин). Жизнь местечка обрывается очередными переменами, грозное время сдувает героев с насиженных мест, дорога - бесконечна, и играет скрипка...
Спектакль этот, комичный и серьезный вместе, очень обаятелен и заслуживает более широкой аудитории.