I don't belong here. Почему "На районе" не совсем "Брат", но тоже можно смотреть

Oct 04, 2018 16:56







Трейлер фильма «На районе»,  если честно, не вызывал каких-то серьезных ожиданий: брутальный Козловский, мачо районного разлива; «пацанские» разговоры  и разборки; в качестве режиссера и сценариста - Ольга Зуева, известная как модель и актриса. Казалось бы, ничто не предвещало успеха.

И тем не менее фильм меня в хорошем смысле удивил.

Ольга Зуева, родившаяся во Владивостоке, решила снять криминальную драму о молодежи этого города. И Владивосток стал важным героем фильма, хлынул на экран старыми домами и великолепным мостом, разноцветными гаражами, деревьями и стройками. Город играет на правдоподобие, выдает желание режиссера рассказать какую-то важную для нее  правду об окраине империи, которая живет своей жизнью на краю океана.

Во Владивостоке снималась большая часть фильма - и мне вспоминалась жесткая пьеса о пацанской юности в этом городе, «Рашн лалабай» Виктории Костюкевич. Интересно, что угол империи становится той точкой, откуда ее нужно осмыслить, откуда можно увидеть - иначе.

В фильме «На районе» главным героем оказывается (прямо как в «12 стульях») не Киса, герой Данилы Козловского, а Вован. Его играет - и хорошо играет - Илья Маланин. Говорят,  восходящая звезда - но тут было важно, как его герой вписался в местный колорит, в пацанскую историю. И если Киса - плоть от плоти местной шпаны, то Вова - мальчик из интеллигентной семьи, мама его - концертмейстер, сам он играет на фортепиано... Ну то есть играл. Сейчас у него другие игры.



Да, Вован выколачивает долги, следит за женой шефа. Но он не готов переступать уж совсем через совесть, и готов бросить бандитские дела. А когда нужны честные деньги - бьется на боях без правил или идет класть кирпичи. Ключом к его образу мне кажется песня, пропетая чудным девичьим хором в начале фильма: песня Radiohead.

But I'm a creep, I'm a weirdo.
What the hell am I doing here?
I don't belong here.

Классическое противопоставление героя и толпы проходит здесь ненароком, не педалируется. Только постепенно зритель начинает видеть, что Киса на все готов ради денег, а Вова - нет. А вот жертвовать собой ради друга, как выясняется, может каждый из них. Это придает, в общем, безыскусной истории драматизм. И заставляет сопереживать главному герою.

Персонажи тут вообще колоритные. Приглашенный на роль «злодея» Шамиля рэпер Нигатив (наш, кубанский Владимир Афанасьев) просто дивно органичен в каждой своей сцене: вспоминался зловещий Сухоруков. Хороша в своей небольшой роли мамы-концертмейстера Еена Оболенская. Сама Зуева играет какую-то причудливую богатую диву, и здесь эта новая Ума Турман весьма колоритна.

Конечно, Ольга Зуева так или иначе вдохновлялась «пацанскими» фильмами девяностых; думаю, не ошибусь, назвав имена Тарантино и Балабанова. Поэтому, хотя фильм снят о сегодняшнем времени, есть ощущение флешбэка, какого-то старого стиля. Или это времена у нас никак не меняются?

Понятно, что первая полнометражка молодого режиссера (а Ольга училась режиссуре и в Америке, и в России) не может обойтись без пробелов и сложностей. Местами провисает ритм. Главный герой иногда уж очень в белом пальто,  а его пассия с голубым шариком - какая-то сюжетная функция, а не героиня. В области героизации Вована фильм попросту наивен.

Однако диалоги написаны живо, со смешными и внезапными шутками, отдают настоящей речью; в современном русском кино это редкость, и надо отдать должное мастерству Зуевой как сценариста. Она пытается исследовать современный молодежный мир в том числе и через языковые проявления - в том числе такое колоритное, как рэп, поэтический цветок городских помоек: «Владивосток - это исток». Только пусть Козловский больше его не читает.

Да, самая большая проблема картины, как по мне - Козловский. Наверное, он и правда неплохой парень; наверное, он и правда хороший актер. Но на протяжении всего фильма только этот артист очевидно играет. Самовлюбленность, желание понравиться, попытки вести себя по-пацански - все это как-то уж очень ненатурально, и слишком взрослого, непоколебимо уверенного в себе Козловского хочется просто  вырезать из кадра, оставив самобытный Владивосток и живого Маланина.

О том, как снимался фильм, о Даниле и Ольге много рассказал зрителям сам Нигатив, он же Владимир Афанасьев, на звездной премьере в «КИНОМАКС»: спасибо за приглашение! Сам Нигатив оказался не только харизматичным актером, но и человеком не заносчивым и интересным, пресс-конференция была живая и любопытная.

На районе, Киномакс, Кино, Ольга Зуева

Previous post Next post
Up