1 апреля в Ульяновском театре кукол главными были дети, а в театре Enfant Terrible шел спектакль без единого слова.
В первый день апреля в Ульяновске валил снежок, обновляя огромные сугробы на газонах. Такая шутка погоды.
А мы отправились с утра в уютный местный театр кукол имени Валентины Михайловны Леонтьевой, тети Вали, - памятник ей стоит невдалеке, на аллее.
Театр кукол не только праздновал 74-летие, но и проводил День самоуправления - день, когда дети за главных. Контроль на билетах отрывал очаровательно серьезный малыш; девочка вела экскурсию по музею.
А музей тут замечательный: небольшой, но очень интересный.
Жемчужина музея - механические куклы, сделанные в начале XX века крестьянином Алексеем Антоновичем Морозовым. Включается механизм, и удивительные куклы начинают свои работы: прядут, забивают, косят хлеб, стирают белье, качают люльку - и так далее, и так далее…
И при этом прикуривают, слюнят пальцы, - как будто мастер ухватил по минуте из жизни своих современников и зациклил их в сложном механизме. Были куклы Морозова и на ВДНХ. Театр выкупил этот кукольный мир у наследников Морозова в конце 1960-х, и с тех пор они радуют посетителей театрального музея.
Заходим в уютный зал: на потолке - звезды, на стенах - летящие птицы.
Перед спектаклем все дети-работники вышли на сцену, а директор театра Александр Колтун вместе с юной Ксенией подписали «апрельские тезисы», в которых взрослым шутливо напомнили, как вести себя в театре.
И начинается сказка: «Волшебный колодец» (режиссёр-постановщик - Алексей Уставщиков). История основана на фольклоре Симбирской губернии, однако, как точно заметил Алексей Кокин, основной сюжет вырос из сказки Алексея Толстого «Русалка».
Жили бы не тужили старик и его кот, да одолела старика лень, и пошел он за водой в заколдованный колодец… А оттуда вытянул русалку-красавицу.
Да вот только стала она по ночам оборачиваться кикиморой ужасной, и решила домик старика отобрать.
Не буду рассказывать, что было дальше, - скажу только, что этот синтез «лубяной избушки» с «Вием» мне очень понравился. Сказка получилась по-хорошему насыщенная фольклором, а уж шаманское заклинание кикиморы «глон-глон-глонкалык» мне надолго запомнится!
Не хватило, пожалуй, лишь классической битвы со злодеем. «Ленивый» старик по сюжету так и вынужден оставаться бездеятельным…
Чудесный образ желанной «рыбоньки»-жены, да и вообще магическое оформление сказки, остроумные мобильные декорации - хороший спектакль, что и говорить.
В Enfant Terrible тоже была сыграна история для больших и маленьких зрителей.
«Яичница» - история, понятная без слов. Тот самый невербальный театр (хорошо бы привезти к нам в Краснодар на будущий фестиваль невербальных театров!). На обсуждении зрители-профессионалы пришли к точному определению жанра: это лирическая клоунада.
Татьяна Леонова и Иван Альгин без слов рассказывают историю одиночества - и его преодоления. Оба артиста замечательно подробны и забавны в своих образах; их жесты, выполняющие здесь роль слов и интонации, точны и законченны.
Музыка Яна Тирсена задает по-хорошему сентиментальное настроение. Герои спектакля - милые, наивные, мультяшные человечки со своими одинокими привычками (например, жарить яичницу) и своими творческими хобби (скрипка - или печатная машинка). Лера Приходченко отметила «хрупкую деликатность» в исполнении ролей.
Они живут в уютно-игрушечном мире: по потолку - мягкие звездочки, все предметы расписаны пастельными красками; есть предметы гротескно огромные (как зубные щетки или термометр), есть - просто преобразованные фантазией художника (как чемоданчик, обклеенный картой).
Недаром жанр спектакля заявлен как «игрушечный роман»: роман разворачивается в процессе взаимодействия с вещами («фигуративный театр», сказал Алексей Кокин). История насквозь метафорична: здесь есть яичница любви, гроздь любви, ходики любви… Эти метафоры по-хорошему непредсказуемы - и в то же время узнаваемы.
Символом совместной жизни становятся настенные часы; и кукушка из них приносит героям главный сюрприз (и здесь вдруг ты очень пугаешься, что и это яичко пойдет на сковороду!)
Но нет, все будет иначе… Как отметила петербургский режиссер Юлия Панина, в спектакле множество потенциальных финалов: обманывая ожидания зрителей, история идет дальше и дальше.
Вплоть до полета.