Два спектакля, которые мы увидели в последний день фестиваля, - один из Румынии, другой из Омска, один по Сигареву, другой по инсценировке Баженовой; и оба интересные, волнующие, заставляющие размышлять и спорить.
«Фантомные боли», Василий Сигарев, Association Art Theatre, Румыния
Спектакль по пьесе Сигарева поставлен Богданом Будесом очень бережно по отношению к исходному тексту. Эта история о том, как преображается человек при встрече с трагедией, очень тщательно и в то же время легко разыграна румынскими актерами.
Ольга живет в собственном небольшом аду: после смерти дочери и мужа ее психика не способна признавать утраты, она тщательно заслоняется от наступившего уже безумия чистотой домашнего белья и вкусными супами. Но это не отменяет того факта, что любого человека в очках она вполне простодушно принимает за погибшего мужа… Этим пользуются - подлецы; но главный герой, Дима, рядом с Олей за очень краткое время проходит сложный путь от наивного юнца до сопереживающего человека.
В контексте «личного ада» героини нужно отметить очень выверенную детальность «бедной», трешевой сценографии, воссоздающей место действия: кастрюля вместо стула, ящик вместо стола, картон на полу, старый матрас, масса узнаваемых подробностей и хорошая работа с вещным миром.
Полный спектакль смотрите ниже.
Click to view
Обсуждение прошло сразу после спектакля. Критики отметили точность актерского решения задач, выверенность «картинки», сильное и простое решение темы.
Click to view
«Госпиталь», инсценировка Светланы Баженовой по повести М.Елизарова, ТОП-театр, Омск
Хорошая инсценировка хорошего произведения, отличный актёрский ансамбль из молодых мужчин, неравнодушный режиссер Галина Пьянова, личные истории, включенные в текст… У спектакля есть все, чтобы стать хитом. И в каком-то смысле это так и есть: посмотрев спектакль, критики еще долго спорили о его посыле. Никто не остался равнодушным.
Жесткая, хлесткая история об армейском коллективе, о дедовщине развивается постепенно, с вербатим-экпозицией на тему мыслей молодежи об армии, с долгим вводом в ситуацию: призывник попал в госпиталь. Миша (Егор Лябакин) оказывается в новом чуждом для него мире, однако находит в нем свое место, как и другие «духи», «черпаки» и «деды», по разным причинам попавшие на больничную койку. На сцене - железные кровати (которые окажутся транформерами) и большой портрет Горбачева, что сразу задает временной отрезок.
Первая часть спектакля разворачивается очень неспешно; не сразу понятны персонажи, простраивается их иерархия, типажи. В целом все общение в палате напоминает пионерлагерь, и, хотя не лишено брутальности, в целом кажется безопасным и даже по-своему уютным. Эта часть сделана не без иронии, однако она почти лишена сквозного действия.
Буря грянет, когда в палату придет танкист Прищепин. Замечательная работа Ефима Деменьшина: танкист буквально физически олицетворяет зло, он какой-то живой идол, «шаровая молния» на сцене, как выразился один из критиков. Именно он становится причиной трагедии, он страшен, он подчиняет себе всех и ломает жизнь смешному увальню Шапчуку (Владимир Кин). В горячке безумия Шапчук срывает со стены карту СССР, заворачивается в нее и рвет ее на части. И оказывается, что действие происходит в 1991 году…
Click to view
Спектакль телесный, острый, оставляющий сильное впечатление. Однако у критиков нашлась масса вопросов к авторам постановки.
На обсуждении критики отметили актерские работы, их простроенность, ансамбль, однако заспорили о некоторых идеях постановки. Что в центре - политическая история или личная? Почему изнасилование «духа» так запараллелено с распадом СССР? Какую роль играют вставки вербатима? Как сделать первую часть спектакля более драматичной, более подвижной?
Click to view
Режиссер Галина Пьянова рассказала, что спектакль во многом носит лабораторный характер, что в нем очень важен момент искренности поколения, его мнения об армии и мужественности (отсюда вербатим).
А мы поехали в Коляда-театр на совместное заседание критиков и жюри фестиваля. Команда собралась большая!.. Председательствовал, как всегда, Николай Владимирович. И делал это блистательно: все пришли к консенсусу. Который завтра и огласят!..
Вот так записываются решения!