Как продеть окно через шкаф. В Одном театре премьера: "Где-то и около"

Jun 15, 2017 15:05

Артем Акатов поставил в "Одном театре" пьесу украинского драматурга Анны Яблонской. Пьеса об одиночестве, о попытке и невозможности диалога, о треугольнике, который даже любовным не назовешь - настолько незрелые и нелепые в нем отношения.



На сцене - три символических места действия. Теснейший "офис", строительные козлы - метафора коммуналки - и песочница; над ними нависает солнце-труба, black hole sun, которое время от времени играет роль экрана для видеопроекций (художник - Анна Москаленко). Звучит Петр Налич, с его прекрасным вокалом, - то с романсами, то с ироническими песенками.



На этом фоне разворачивается смешная и трогательная история о том, как женщина ищет любви, а мужчины... С ними все совсем не так просто.



Евгения Белова играет неустроенную, ребячливую Надю, которая на полном серьезе верит в "счастливое объявление" в газете, а еще - раговаривает с Лучиком (сидя в песочнице, как и все мечтающие дети). Метафорический лучик воплощает ее веру в хорошее, память о том, что она кому-то нужна  - пусть это чувство и эфемерно. Пытаясь искать это чувство в жизни, Надя делает разные глупости, раз за разом сближается с мужчинами - и все выходит так странно и глупо. В режиссерской трактовке героиня картавит, и это придает образу не только комизм, но и инфантильность. Недаром и на свидание Надя приходит в смешном ободке и с шариком.



У Михаила Золотарева неожиданно ярким получился образ неудавшегося писателя, который работает в газете объявлений. Он читает свой роман только Достоевскому; герой страстно гладит лицо писателя на своей футболке - смешной и жалкий момент. Мимолетный роман с Надеждой важен ему, кажется, только потому, что у него просыпается вдохновение. Герой полон самолюбования и также инфантилен (недаром на свидание он приходит с надувным мечом). Во время монолога о коте подвижное лицо артиста напоминает о гримасах гневных божеств буддизма. Актер неожиданно хорош в непривычном для него амплуа, играя резкого, самовлюбленного героя.



Очень органичен в роли работяги Толика Виталий Стеблецов. Рубленая речь, развязное поведение, недогадливость и наивность содают образ "простого человека". В оригинальном тексте пьесы Толик изъясняется почти сплошь матом, но сегодня мат на сцене запрещен, - а образ остался  весьма узнаваемым и обаятельным. Миниатюра с обламывающейся гвоздикой, шуба словно бы с плеча бывшей жены - в образе много трогательных и правоподобных черточек.



На видео мы видим лица детей; несмотря на свой возраст, герои оказываются очень инфантильны. Они застряли в юношеско-подростковом периоде, когда мир полон мечтаний, а в женщине важнее всего большая грудь - чтобы вздохнула, и шуба разошлась! И несмотря на то, что персонажи понимают вроде бы, что им нужно - просто нормальный человек - сил не хватает переступить через свои стереотипы. И получается - где-то и около. Финал спектакля открытый.



Нужно отметить органичность всех троих актеров, общий найденный способ сценического существования: экспрессивный, но не сатирический. И потому над персонажами не только смеешься, но и сочувствуешь им.



Изобретательно, метафорично решен в спектакле пространственно-предметный ряд. Вместо компьютера и телефона - картонная коробка; вместо клавиатуры - просто листок, который можно и скотчем заклеить. Надувной меч и обшарпанная дверь-кровать выглядят отсылками к другим спектаклям театра. В тесный офис можно зайти только через шкаф.Изумленный "изменой" Михаил в какой-то момент "залипает" в оконной раме, и так, вместе с рамой, и проходит в шкаф - с трудом, но проходит. Забавная и грустная метафора таких сложных переживаний - там, где могли бы быть простые и естественные отношения. Но до них нужно еще дорасти.


краснодарские театры, премьера, Один театр, современная драма, рецензии

Previous post Next post
Up