Люди и космос

Apr 11, 2017 11:54

Вчера, 10 апреля, Евгений Миронов представил в Краснодаре, в Монитор СИТИ, фильм «Время первых».


Двукратный лауреат Государственной премии России, художественный руководитель Театра Наций уже был с премьерой ленты в нескольких городах России.


После краснодарского пресс-показа фильма (закончившегося аплодисментами) артист рассказал, что у технологически сложного, недешевого «Времени первых» не оказалось рекламной поддержки: ни наружной рекламы, ни по ТВ… И потому артисты и создатели картины поехали по России, чтобы привлечь внимание зрителей (которые не очень-то привыкли доверять отечественному кино) к этой незаурядной истории о настоящем космосе.


И внимания она действительно заслуживает.
Евгений Миронов (не только исполнитель главной роли, но и сопродюсер картины) рассказал, что идея фильма пришла ему после увиденного документального кино о первом выходе человека в открытый космос. Увидев в этой истории большой потенциал, артист познакомился с космонавтом Алексеем Леоновым, брал у него многочасовые интервью, которые и стали основой для построения «Времени первых». Потому что в первую очередь это фильм не о столько о покорении космоса, сколько о людях.


История о первом выходе в открытый космос показана (как она и была в реальности) чередой действий «на сопротивление», через себя, через «не могу». Запустить человека в открытый космос пришлось на два года раньше, чем собирались (а то Америка окажется первой!).  Первый пробный корабль, беспилотный «Восход-2», был запущен не совсем удачно. И когда Леонов с Беляевым полетели, случилось несколько внештатных ситуаций, каждая из которых оставляла минимальный шанс выжить. Но - выжили, вернулись, доказали. Не только и не столько космическую мощь державы, сколько уникальные человеческие качества всей команды.
Фильм создавался не так уж просто, и дело далеко даже не только в трудностях финансирования и технических сложностях (которых было предостаточно). Начать с того, что в процессе работы сменились три режиссера; сменился жанр. Материал, отснятый Юрием Быковым, был по большей части драмой о коллективе космонавтов; Дмитрий Киселев укрупнил образы главных персонажей и увеличил по хронометражу космическую часть, а также поставил во главу угла экшн - и не прогадал.


Три главных героя фильма - пара космонавтов (Леонов и Беляев) и координатор всей космической программы - Сергей Королев. И каждый из них показан прежде всего как человек. И только потом - как герой, патриот, и так далее, и так далее. Пафос снижен насколько возможно, и уже этим «Время первых» дает фору очень многим фильмам, как отечественным, так и зарубежным.
Евгений Миронов играет Леонова бесстрашным мечтателем, почти фриком, для которого и рисование, и полет к звездам, - естественное выражение творческой натуры. Недаром нам показывают кадры из детства героя: мечтательность, отвага, безбашенность и истовое упорство - родом именно оттуда. Недаром Леонов пять лет томился в космической команде, и лишь в 1965 году был избран для выхода в открытый космос; его легкий нрав и бесстрашие помогли им с напарником справиться с нештатными ситуациями. Миронову удается сыграть персонажа на грани легкомысленности и чувства долга, своего рода «блаженного», готового промолчать в прямом эфире из космоса, только чтобы не ждать совещаний и комиссий. Глубины и неоднозначности образу персонажа придают первые пара десятков минут фильма, где понимаешь, что такая личность может вызывать и восхищение, и раздражение.
Его напарника, Беляева, играет Константин Хабенский - и создает отличный контраст главному герою. Интроверт, настоящий солдат, скрывающий свои эмоции и желания за фаталистичным «Как Родина прикажет», персонаж раскрывается в течение всего фильма, вплоть до последнего признания в уральской метели.


И - Сергей Королев, душа и нерв советского космоса. Пусть играющий его Владимир Ильин не совсем подходит на эту роль по актерской органике (также как исполнители главных ролей не вполне отвечают возрасту героев). Но Ильину удается передать и роль Королева как психолога, подбиравшего покорителей космоса, и его талант в управлении, и обаяние личности, и бесконечную ответственность за все этапы процесса. Не просто так в фильме показан сердечный приступ Королева: уже в 1966 году, через 10 месяцев после полета «Восхода-2», ученый и отец практической космонавтики скончается от сердечной недостаточности.
Отдельно нужно сказать о визуальной составляющей фильма. Художники Ангелина Терехова и Владимир Купцов удачно балансируют между «голливудскими» визуальными эффектами и реконструкцией советского вещного мира, не впадая ни в умиленную ностальгию, ни в лакировку картинки.  В какой-то момент я поймала себя на мысли: ну как, как можно было на этом ретро-аппарате оправляться в космос? Это же самоубийство!.. Но история доказывает: не самоубийство. А отвага, дерзание и труд тысяч людей.


Ясно, что документальный материал был драматургически обработан: и это обоснованно. Некоторые детали укрупнили, некоторые опустили, некоторые драматизировали. Но так или иначе основная канва событий и внештатных ситуаций воссоздана именно так, как это и было полвека назад.
Абсолютно оправдана метка 6+. Это в том числе и отличный детский фильм: образовательный, поучительный, воссоздающий историю и совсем не скучный.  Мой восьмилетка с огромным интересом провел все 2,5 часа фильма, и выйдя, сказал: «Мама, правда, классное кино? А что, все ПРАВДА так в жизни и было?»
И ему вместе с Полиной Павловной было воздаяние на фотоколле, когда артист выхватил нашу малышню из толпы )))


Евгений Миронов спросил у ребят, понравилось ли им. И порекомендуют ли они фильм своим друзьям. А то!


Спасибо "Монитору" заприглашение, а tiger_tom_tracy, alinaospina, oleni_xa, papatapok, sergio_zevs, callqute, mono_polist - за компанию!

космос, русское кино, рекомендую, киномонитор, кино, Евгений Миронов

Previous post Next post
Up